Меню

Орден Святителя Николая-Чудотворца 1-й степени. Анатомия.

     Историю учреждения и награждения врангелевским орденом без труда можно отыскать в сети. Правда описания изготовления часто вызывают смущение, как например в Википедии. Пишут-то и тиражируют статьи энтузиасты, вживую награду никогда не видевшие. Постараюсь в меру сил восполнить этот пробел. "Тема" совсем не моя, поэтому я публикую эксклюзивные фото артефактов со своей точки зрения - потрошителя. Шучу. Там где крест присутствует в фондах, я этих энтузиастов никогда не втсречал. Оставлю такую возможность им на будущее. Вторая степень невзначай мне как-то не попадалась, знаю у кого есть в коллекции, но специально ехать снимать было лень. Пару знамённых первой степени попутно обнаружились в одной коллекции и я, имея позднюю, к сожалению, привычку снмать всё, что подворачивается под руки, отщёлкал несколько сотен снимков. В изготовлении крест достаточно интересен, и я покажу некоторые его технологические особенности.

Два Орден Святителя Николая Чудотворца 1-й степени на знамённых лентах. Ленты продеты сквозь подвесные кольца крестов из круглого чернённого томпакового или медного прутка со сглаженными торцами и для надёжности завязаны тугими узлами.

     Одно из первых описаний ордена опубликовано в мартовском номере Uniformen-Markt 1939-го года во второй части статьи генерал-майора фон Лампэ о знаках (дословно) "русских (белых) антикоммунистов". Орден Святого Николая указан учреждённым в двух "классах", у нас в двух "степенях". Там же в статье упоминается об изготовлении в 1920-м году первых 50-ти экземпляров ордена (не уточняется какой степени) берлинской фирмой Годэ. Есть в статье и изображение креста. Неизвестно, сколько знаков первой степени было изготовлено всего, но, я полагаю, не столь заметное количество, что делает эту высшую награду Гражданской войны самой дорогой и желанной в любой коллекции, настолько редкой, что даже многие специалисты-фалеристы её вживую никогда не видели!

Вторая часть статьи фон Лампэ о наградах Белой армии.
Изображение ордена из статьи в Uniformen-Markt. Всё, что получилось вытянуть из фото газетного качества.
Упоминание в статье об изготовлении первых 50-ти экземпляров ордена фирмой Годэ.
Первый экземпляр из коллекции на знамённой ленте.
Второй экземпляр из коллекции на знамённой ленте.

    Кресты были обмеряны с помощью цифрового штангенциркуля и основные размеры крестов в мм. приведены на чертежах ниже.

     Дальше я буду показывать общие технологические особенности изготовления знака ордена 1-го класса, некоторые в сравнении двух экземпляров. Знак составной из 4-х частей. Сам массивный крест с круглым большим отверстием в середине  отштампован из томпака или латуни вместе с ушком для подвесного кольца. Внутренние поля с зернением нанесены на крест отдельным штампом. После пайки на лицевой стороне накладного венка, крест оксидирован в чёрный цвет. Патина очень характерная для подобных наград фирмы Годэ. "Шоколадная" - можно сказать. БОльший венок на лицевую сторону с дивизом "ВЕРОЙ СПАСЁТСЯ РОССИЯ"  отштампован из томпака или меди и зачернён вместе с крестом после монтажа. МЕньший венок для обрамления даты учреждения ордена с высоким буртиком-втулкой на обратной стороне отштампован из томпака или меди и зачернён. И последняя, четвёртая часть - эмалированная вставка с рельефными изображениями Николая-Чудотворца на одной стороне и датой учреждения на другой отштампована, по внешнему виду, из серебра и покрыта с обеих сторон цветными эмалями. Сборка предполагается из внешнего осмотра (разобрать крест не рискнули) - бОльший венок припаян на лицевой стороне и крест оксидирован в практически чёрный цвет. Эмалевая вставка помещена в высокий буртик-втулку на обратной стороне мЕньшего венка, после чего венок установлен в центральное отверстие на кресте и закреплён сквозным штифтом. 

Схема предполагаемой конструкции и сборки креста первой степени. 1 Крест. 2 Накладной бОльший венок с девизом на лицевой стороне. 3 Накладной венок с высокой втулкой на его обратной стороне. 4 Вставка с эмалями. Венок на обратной стороне креста закреплён  штифтом через отверстия в кольце креста и втулки накладки.
Овальное в сечении ушко для подвесного кольца отштамповано вместе с крестом. Имеет свои особенности. С одной стороны креста ушко как бы опущено чуть ниже верхней линии луча креста (на снимке слева), а на обратной стороне ушко на крест не заходит. Причём при монтаже накладного венка стороны креста не различались, что и можно видеть на общих снимках!
Форма и обработка ушка для подвесного кольца после вырубки креста. В ярком свете чернение креста вглядит намного светлее, чем оно есть на самом деле. 
На двух крестах из трёх шагрень нанесена на лучи двойным ударом штампа (на снимке справа). Сравнить шагрень на лучах - лучший способ идентификации подделок, но в данном случае это может быть осложнено. Хотя при наличии достаточного времени и несложного фотооборудования или микроскопа - вполне выполнимо! На литых подделках шагрень будет передана, но размеры самого изделия, естественно, уйдут в меньшую сторону из-за усадки. Есть безусадочные материалы, но это точно не томпак!
Симметричные следы двойного удара штампа на лицевой и обратной стороне креста. Именно по такому смещению внутренней поверхности лучей при штамповке и не смещённых плоскостях и наклонных бортиках граней креста и ушка можно утверждать, что их нанесение было отдельной операцией со своим штампом. 
Следы вырубки и последующей опиловки на гранях и ушке креста.
Медальоны обоих крестов с изображением Николая-чудотворца. Поле вокруг Святого покрыто прозрачной синей эмалью.
Под прозрачной стекловидной эмалью - рельефное имя НИК - ОЛАЙ, разделённое и расположенное по обеим сторонам рельефного образа.
Образы с обоих крестов. Под синей эмалью на медальоне слева видно имя святого и образ, залитый эмалью, кажется чуть меньше по контуру, чем на медальоне, на котором эмаль побита и контур виден полностью на всю глубину. Деталей для сравнения и идентификации, которые сейчас называют "водяными знаками" - на рельефном образе просто не счесть!
На снимке хорошо виден зазор между накладным венком с девизом и эмалевой вставкой  с образом святого.
Сам накладной венок с девизом припаян в местах соприкосновения с лучами креста.
Рельеф образа Святого на эмалированной вставке ордена и общий рельеф накладного венка с девизом.
Крест с торца. Хорошо видны следы вырубки на лучах и разница в диаметрах накладных венков на лицевой стороне (бОльший венок с девизом) и мЕньшим на обратной.
Ушко креста по толщине практически не отличается от лучей.
Зазор между крестом и накладным венком, обрамляющим дату учреждения ордена на его обратной стороне.
На снимке хорошо видна разница в диаметрах венков на лицевой стороне и обратной. Венок с девизом, намертво закреплённый на лицевой стороне, перекрывает и скрывает венок на обратной.
Штифт крепления венка с буртиком. Штифт вставлен сквозь совпадающие отверстия в буртике-втулке венка и стенке центральной части (получается - кольце) креста.
Штифт крепления венка на другом кресте. На осмотренных крестах штифт всегда расположен между лучами со сторона первой цифры даты 1920!
Обратная сторона эмалевой вставки с датой учреждения ордена в обрамлении узкого накладного венка. Все три части даты, разделённых перегородками, залиты глухой стекловидной эмалью национальных цветов российского флага. Разный слой эмали и обуславливает на первый взгляд разную толщину цифр и букв, но при внимательном сравнительном осмотре всё сразу становится на свои места!
 Просаживание цветных  эмалей при обжиге вставки. Выступающий рельеф даты потом, возможно, подполировывался, что тоже может исказить шрифт на фото! Без внимательного живого осмотра идентичность двух разных экземпляров установить довольно сложно, хотя "водяных" знаков в дате тоже хватает.

    Сравнить два ордена, по крайней мере, первой степени, между собой или с эталонным образцом, даже на хороших фото - я считаю, достаточно несложно. Мало какая награда имет такое огромное количество особенностей штампа, деталей изображений и надписей, зернение лучей, наконец, как эта! Естественно, разное освещение предметов при съёмке искажает картинку, и иногда достаточно сильно, но всё же наличие столь многочисленных пунктов для сравнения облегчает задачу. Несомненно, поддельщики ориентируются на опубликованные источники и наличие тех или иных "водяных знаков" и как могут, стараются передать их на фальшивках, и даже иногда успешно, но при живом сравнении с эталоном и микроисследовании дорогих знаков, всё равно отличия всплывут! Дальше несколько примеров сравнений характерных пунктов, имеющих различный характер.

Лики Святого на знаках с разным освещением. При достаточном опыте даже в этом случае идентичность установить не сложно. Все пункты называть я не буду, но просто обратите внимание хотя бы на контур век. Их асимметричность, заметная на фото при разном освещении (и уж тем более при живом осмотре) и рельефная точка в углу левого глаза. И так можно до бесконечности. Опять же, нужен достаточный опыт даже в живом сравнении, так как рельеф и, соответственно, детали могут по разному отпечататься на образцах с разной силой удара штампа... Комплексный подход, как говорится, необходим!
Одна из особенностей штампа - рельефная риска на поле венка с девизом после слова СПАСЁТСЯ. Наблюдается на всех известных подлинниках награды. 
Технологическая особенность, возникшая в процессе производства - штамповке венка с девизом. Можно сказать - в развитии, хотя не известно, на каком экземпляре с начала производства она появилась. Выпадении рельефного бортика поля с девизом с внешней стороны. Так часто бывает, когда наблюдается техническое смещение штампа при ударе и узкие высокие "полосы" подрываются и выпадают. Кто занимается Германией, в частности, хорошо знает Медаль Западного вала, меня сразу поймут. На снимке слева мы видим, так сказать, начальную стадию процесса, на снимке справа - выпадает уже целый сектор бортика, берущий начало после креста и до последней буквы девиза. Наблюдается на всех известных подлинниках, хотя, по логике, может и отсутствовать на некоторых экземплярах... 
В работе гравёра столько заметных особенностей, что даже их простое перечисление - тот ещё труд! Нерусский человек гравировал кириллицей девиз из нескольких слов! Это что-то, да значит. В буквах просто море любимых всеми "водяных знаков". Ну и почерк мастера, конечно, не скроешь. Как пример - написание двух букв С в слове РОССИЯ, которые просто налезают на внешний бортик поля с девизом!
Ещё одна "помарка" в букве девиза - "ласточкин хвост" в засечке перекладины буквы Т.

    На ленте с кистями кресты привязаны узлом за овальное подвесное кольцо. Если ленту повязать на стойку навершия знамени, крест будет находиться непосредственно под навершием. Как часть награды, лета тоже достойна подробного описания. Тканая орденская лента национальных российских цветов имеет ширину 140мм. и длину 1300мм. На концах крепятся сборные из нескольких частей кисти.

Тканая репсовая лента с равноширокими полосами белого, синего и красного цветов.
Лента соткана как орденская, как ленты для медалей, а не как полотнище, поэтому имеет по краям характерные петли возвращающейся поперечной нити, а не затканную кромку.
Оригинальная лента имеет одну характерную особенность - синяя и красная полосы сотканы из шелковых ниток одной толщины, а белая - из более толстых!
Кисти на концах ленты состоят из четырёх частей, обтянутых шерстяными на вид светлыми нитками с отделкой каждой части полосами национальных цветов.
Бахрома тоже не совсем простая, а комбинированная из трёх видов шнуров.
Основные размеры частей кисти и бахромы в мм. Р и число - количество цветных рядов на части, вертикальных или наклонных. D и число - диаметр части в мм
Кисти крепятся на сложенных и сшитых концах ленты за петлю их кручёного трёхцветного шнура, на который нанизаны все части составной кисти.
Верхняя часть кисти с наклонными рядами горизонтальных вплетений из скрученного трёхцветного шнура.
Второй сегмент, отделанный вертикальными рядами кручёных шнуров белого, синего и красного цвета.
Цветная отделка сегментов кисти чередуется, и третий отделан наклонными рядами горизонтальных трёхцветных вплетений, как  и первый.
"Шляпка" кисти с закреплённой в ней бахромой отделана вертикальными рядами кручёных цветных шнуров, как на втором сегменте.
Шнуры в бахроме кистей. 1 кручёный шнур из белых, шерстяных на вид мягких ниток. 2 Кручёный трёхцветный шнур из нитей в цветной обвивке. 3 Витые из золотистой мишуры шнуры.
На снимках ниже - текстура и концы всех видов шнуров в бахроме кистей.
 Все части кисти нанизаны на сложенный вдвое витой трёхцветный шнур, образующий петлю для крепления кисти на ленте сверху, концы которого продеты в отверстие в деревянной бобышке нижнего сегмента - "шляпки" кисти и завязаны на узел. На паре лент присутствует два вида таких бобышек.

    Вот как-то так. Для меня этот материал - обычная "сопутка", но не изученная и мало виденная интересующимися наградами Гражданской войны. Так что -  изучайте, и как всегда - Удачи!


© Ульянов В. 2017