Матерчатые знаки различия Немецких Имперских железных дорог.
Для всех интересующихся униформой Немецких Имперских железных дорог (Deutschen Reichsbahn), в дальнейшем в тексте DR, могу порекомендовать три небольшие книги Хартмута Шёттге "Железнодорожная униформа Немецких Имперских железных дорог", разбитые по трём периодам (Hartmut Schottge "Eisenbahneruniformen der Deutschen Reichsbahn" vol 1. 1935 bis 1940 - 2008; vol 2. 1941 bis 1943 - 2009; vol 3. 1944 bis 1945 - 2010). Так что конспектировать труд я, естественно, не буду, а просто дополню картинками матерчатых знаков различия из личного собрания в относительно хорошем качестве.
В книге даны краткие справки о введении элементов униформы и факсимиле оригинальных документов. Что впрочем, не позволило избежать курьёзной ошибки! Хорошо, что книгу не видели любители различных теорий как с LAH - HAL! А то "Великая Германия" могла бы оказаться самой многочисленной армией "железнодорожников", как с момента публикации книги о коллекционировании "морской" посуды приключилось с посудой Лейбштандарта, в 2006-м году впервые приписанной автором судоходной компании HAPAG...
|
GD - как GeneralDirektor :-)) Ещё один повод для сенсационных "разоблачений"!? |
Металлические знаки различия на головные уборы и петлицы DR, а также пряжки детально показаны в "Рейх в металле" и "Пряжках..." соответственно. Поэтому здесь - только о матерчатых знаках различия за исключением погон, которые использовались и после войны и меня никогда не интересовали. Естественно, всего представлено не будет, только по типам исполнения, что для меня и было любопытно в этой бюджетной теме, без свастик мало кому интересной. Из дорогого и редкого в теме, наверно, только шитые знаки различия высших чиновников...
|
Иллюстрации из Uniformen-Markt 1941г. с образцами новых знаков различия DR. |
Начнём с головных уборов.
Пилотки для Связисток-помощниц, женщин-водителей трамваев, женского персонала Имперских железных дорог и Имперской почты были введены в 1942г. (UM) Тогда же, по видимому, были введены и тканые знаки различия для них. Но описания их я не нашёл. Для пилоток DR темно-синего цвета имперский орёл выткан на черном фоне и, по логике, национальная кокарда тоже должна быть на чёрном фоне.
|
Тканый бледным золотом на чёрном фоне имперский орёл и национальная кокарда на чёрном фоне. Может быть использовали и кокарду на тёмно-синем фоне, как для пилоток Кригсмарине. |
С введением в ноябре 1944г. (HS) тёмно-синего кепи общего образца (по крайней мере описания кепи DR и Немецкой имперской почты похожи) тогда же, вероятно, были введены и комбинированные тканые знаки различия на тёмно-синем фоне - "трапеции" с имперским орлом и национальной кокардой. На чёрном фоне такой трапеции я не встречал...
|
Трапеция на тёмно синем фоне для синих кепи единого образца |
|
В 1942-м году для околышей тёмно-синих форменных фуражек была введена тканая лента с золотым крылатым колесом, над которым крепилась металлическая национальная кокарда. |
|
Обратная сторона тканой ленты для фуражек, типичная для жаккардовых эмблем. Поставлялась в отрезках определённой длины. достаточной для оборачивания околыша форменной фуражки. |
Петлицы.
Петлицы служащих DR нового образца введены в 1941-м году. Имели две формы: "традиционную" для петлиц кителей с закрытым воротом и прямоугольные для отложного открытого воротника. Ранговую систему петлиц с металлическими эмблемами на них и расцветку обрамляющих шнуров можно без труда найти в сети и останавливаться на их описании я не буду. В 1942-м году принимаются тканые и вышитые петлицы. Все типы петлиц смонтированы на проклеенной плотной ткани.
|
Прямоугольные петлицы с металлическими эмблемами для открытого воротника с обрамляющим шнуром двух расцветок - с чёрным и тёмно-синим промежуточным шнуром. |
|
Обратные стороны прямоугольных петлиц с загнутыми кляммерами крепления цинковых эмблем. |
|
Заметка из Uniformen-Markt 1942г. с том, что петлицы DR выпускаются теперь и в тканой форме. |
|
Тканые золотом на чёрном фоне петлицы с обрамлением из золотистого вискозного шнура. |
|
Плотная светлая проклеенная ткань, на которой смонтированы тканые петлицы. |
|
Вышитая жёлтыми нитками на чёрном сукне петлица в обрамлении из шнура в жёлтой целлулоидной оплётке. |
|
Обратная сторона вышитой петлицы, смонтированной перед пришиванием на форму на проклееной ткани. |
Нарукавные эмблемы.
Нарукавные имперские орлы были введены в 1941-м году для униформы с манжетной лентой. Через несколько месяцев были заменены унитарной нарукавной эмблемой с имперским орлом и обозначением службы под ним. Все эмблемы вытканы золотом на чёрном. Некоторые, по примерам в сети и книгах, вышиты машинным способом на чёрном сукне или в частном порядке металлизированными нитями. Естественно, для подделок выбираются эти менее сложные в производстве методы!
Иллюстрации из UM с примерами униформы DR с имперским орлом и манжетной лентой и унитарной нарукавной эмблемой, пришедшей им на смену.
Нарукавные имперские орлы выпущены фирмой BeVo в двух видах - стандартной форме и на черном треугольном поле для удобства пришивания. В 1944-м году на такую форму нагрудных орлов перейдёт и Вермахт!
|
Нарукавный орёл стандартной формы отличается от нагрудной эмблемы Вермахта только длиной крыльев и поворотом головы. |
|
На разделительной полосе между эмблемами на ленте выткано название производителя BEVO WUPPERTAL - фирмы BeVo из Вупперталя.
На примере логотип подвёрнут на обратную сторону. Орёл был пришит на форму в свёрнутой прямоугольником форме. |
|
Имперский орёл на треугольном фоне. Более длинные крылья всё больше роднят его с Вермахтом, но голова повёрнута в обратную сторону. |
|
Обратная сторона эмблемы с треугольным фоном, типичная для всех жаккардовых эмблем. |
|
Эмлемы ткались непрерывной лентой. Для экономии материала треугольники с орлами располагались в шахматном порядке в перевернутых рядах.
Выпущенные на лицевую сторону строчки между треугольниками служат и линиями отреза. |
|
Характерный для этого типа эмблем переход между перевёрнутыми треугольниками с орлами на ленте. |
|
На каждом втором переходе (промежутке) между эмблемами незаметно выткано название производителя BEVO WUPPERTAL. |
|
Унитарные нарукавные эмблемы с имперским орлом и названием службы под ним поставлялись ткаными на ленте.
Золотистая эмблема располагалась на тканом для удобства сворачивания при пришивании чёрном фоне.
На ленте между эмблемами выпущена строчка как линия отреза. |
|
Обратная сторона тканой ленты с парой не разрезанных эмблем. |
|
Золотистый оттенок вискозных ниток на тканых эмблемах может немного меняться от выпуска к выпуску от ярко-золотистого до бледно-лимонного. |
Примеры унитарных нарукавных эмблем с названиями дирекций. Все эмблемы технологически выполнены одинаково. Вся подробная информация о службах доступна и места её публикацией занимать не буду. Всего:
- 31 эмблема Дирекций имперских железных дорог (Reichsbahndirektionen, RBD)
- 3 эмблемы Военно-транспортных дирекций (Wehrmachtsverkehrsdirektionen, WVD)
- 5 эмблем Имперских транспортных дирекций (Reichsverkehrsdirektionen, RVD)
- 2 эмблемы Главных транспортных дирекций (Hauptverkehrsdirektionen, HVD)
- 3 эмблемы разных подразделений DR.
Подделки.
Тема достаточно бюджетная и вала подделок эмблем DR как-то почти не ощущается. Тканые эмблемы подделывать относительно сложно и дороговато, поэтому, скорее всего столкнётесь с машинной и "редкой" ручной вышивкой.
Большинство эмблем доступно в продаже практически "круглосуточно", но некоторые, если заразитесь - найти очень сложно! Можно искать годами и даже десятилетиями и не найти... Ниже - пара "ходовых" на взгляд фэйкеров тканых подделок.
Подделка HVD PARIS. Расчёт, по видимому, на своеобразный доступный сувенир из "брэндового" для всего мира города. Тканая подделка пришита на кусок тёмно-синего сукна в расчёте на то, что чтобы посмотреть обратку отпарывать не станут. Приёмчик характерный для заокеанских друзей! Качество неплохое, но подделка при сравнении проигрывает оригиналу по всем статьям...
|
Поддельная эмблема, пришитая зигзагом на сукно, якобы, вырезанная из рукава. С обратной стороны я сделал надрез, чтобы отогнуть сукно и показать обратную сторону. |
|
Плетение выпущенных на обратной стороне золотистых нитей. Кроме этого, качество нитей даже визуально отличается от оригинальных! |
|
Укладка нитей на обратной стороне подделки и оригинала. Даже пояснять, думаю, ничего не надо.
Текстура обратной стороны тканых эмблем, подобная этой - характерный признак довольно старых уже подделок! |
|
Детали оригинальной (справа) и поддельной эмблем. Заметная разница в промежутках между деталями и способе укладки выпуска нитей при производстве ленты с эмблемами. |
В своё время я тоже попался по незнанию на КИЕВ из старой коллекции! В начале 90-х доступного даже в сети контента попросту не было, как и других подобных эмблем в московских коллекциях. Видел пару и незначительные отличия списал на производство и производителя. Со временем всё встало на свои места! Поэтому всем всегда советую не париться с "вариантами". В таком случае, в первую очередь "паришь" мозг себе, потом - людям...
|
Поддельная тканая эмблема RBD KIEW. Расчёт на относительную редкость и экзотичность советского города. |
|
Выполнена с лицевой стороны почти безупречно! Настораживает лишь ядовитый оттенок тусклых хлопковых ниток... |
|
На обратной стороне поддельная сущность выступает боле явно! Хотя процесс в общем-то соблюдён, недочёты как всегда имеются. Широкие выступы за периметр тканого фона эмблемы не характерен для оригиналов. |
© Ульянов В. 2017