Меню

Матерчатые знаки различия  Немецких Имперских железных дорог.

     Для всех интересующихся униформой Немецких Имперских железных дорог (Deutschen Reichsbahn), в дальнейшем в тексте DR, могу порекомендовать три небольшие книги Хартмута Шёттге "Железнодорожная униформа Немецких Имперских железных дорог", разбитые по трём периодам (Hartmut Schottge "Eisenbahneruniformen der Deutschen Reichsbahn" vol 1. 1935 bis 1940 - 2008; vol 2. 1941 bis 1943 - 2009; vol 3. 1944 bis 1945 - 2010). Так что конспектировать труд я, естественно, не буду, а просто дополню картинками матерчатых знаков различия из личного собрания в относительно хорошем качестве. 
     В книге даны краткие справки о введении элементов униформы и факсимиле оригинальных документов. Что впрочем, не позволило избежать курьёзной ошибки! Хорошо, что книгу не видели любители различных теорий как с LAH - HAL! А то "Великая Германия" могла бы оказаться самой многочисленной армией "железнодорожников", как с момента публикации книги о коллекционировании  "морской" посуды приключилось с посудой Лейбштандарта, в 2006-м году впервые приписанной автором судоходной компании HAPAG...

GD - как GeneralDirektor :-)) Ещё один повод для сенсационных "разоблачений"!?

     Металлические знаки различия на головные уборы и петлицы DR, а также пряжки детально показаны в "Рейх в металле" и "Пряжках..." соответственно. Поэтому здесь - только о матерчатых знаках различия за исключением погон, которые использовались и после войны и меня никогда не интересовали. Естественно, всего представлено не будет, только по типам исполнения, что для меня и было любопытно в этой бюджетной теме, без свастик мало кому интересной. Из дорогого и редкого в теме, наверно, только шитые знаки различия высших чиновников...

Иллюстрации из Uniformen-Markt 1941г. с образцами новых знаков различия DR.

Начнём с головных уборов.
     Пилотки для Связисток-помощниц, женщин-водителей трамваев, женского персонала Имперских железных дорог и Имперской почты были введены в 1942г. (UM) Тогда же, по видимому, были введены и тканые знаки различия для них. Но описания их я не нашёл. Для пилоток DR темно-синего цвета имперский орёл выткан на черном фоне и, по логике, национальная кокарда тоже должна быть на чёрном фоне.

Тканый бледным золотом на чёрном фоне имперский орёл и национальная кокарда на чёрном фоне. Может быть использовали и кокарду на тёмно-синем фоне, как для пилоток Кригсмарине.

    С введением в ноябре 1944г. (HS) тёмно-синего кепи общего образца (по крайней мере описания кепи DR и Немецкой имперской почты похожи) тогда же, вероятно, были введены и комбинированные тканые знаки различия на тёмно-синем фоне - "трапеции" с имперским орлом и национальной кокардой. На чёрном фоне такой трапеции я не встречал...
Трапеция на тёмно синем фоне для синих кепи единого образца
В 1942-м году для околышей тёмно-синих форменных фуражек была введена тканая лента с золотым крылатым колесом, над которым крепилась металлическая национальная кокарда.
Обратная сторона тканой ленты для фуражек, типичная для жаккардовых эмблем. Поставлялась в отрезках определённой длины. достаточной для оборачивания околыша форменной фуражки.

Петлицы.
    Петлицы служащих DR нового образца введены в 1941-м году. Имели две формы: "традиционную" для петлиц кителей с закрытым воротом и прямоугольные для отложного открытого воротника. Ранговую систему петлиц с металлическими эмблемами на них и расцветку обрамляющих шнуров можно без труда найти в сети и останавливаться на их описании я не буду.  В 1942-м году принимаются тканые и вышитые петлицы. Все типы петлиц смонтированы на проклеенной плотной ткани.

Прямоугольные петлицы с металлическими эмблемами для открытого воротника с обрамляющим шнуром двух расцветок - с чёрным и тёмно-синим промежуточным шнуром.
Обратные стороны прямоугольных петлиц с загнутыми кляммерами крепления цинковых эмблем.
Заметка из Uniformen-Markt 1942г. с том, что петлицы DR выпускаются теперь и в тканой форме.
Тканые золотом на чёрном фоне петлицы с обрамлением из золотистого вискозного шнура.
Плотная светлая проклеенная ткань, на которой смонтированы тканые петлицы.
Вышитая жёлтыми нитками на чёрном сукне петлица в обрамлении из шнура в жёлтой целлулоидной оплётке.
Обратная сторона вышитой петлицы, смонтированной перед пришиванием на форму на проклееной ткани.

Нарукавные эмблемы.
    Нарукавные имперские орлы были введены в 1941-м году для униформы с манжетной лентой. Через несколько месяцев были заменены унитарной нарукавной эмблемой с имперским орлом и обозначением службы под ним. Все эмблемы вытканы золотом на чёрном. Некоторые, по примерам в сети и книгах, вышиты машинным способом на чёрном сукне или в частном порядке металлизированными нитями. Естественно, для подделок выбираются эти менее сложные в производстве методы! 
     Иллюстрации из UM с примерами униформы DR с имперским орлом и манжетной лентой и унитарной нарукавной эмблемой, пришедшей им на смену.







    Нарукавные имперские орлы выпущены фирмой BeVo в двух видах - стандартной форме и на черном треугольном поле для удобства пришивания. В 1944-м году на такую форму нагрудных орлов перейдёт и Вермахт!
Нарукавный орёл стандартной формы отличается от нагрудной эмблемы Вермахта только длиной крыльев и поворотом головы.
На разделительной полосе между эмблемами на ленте выткано название производителя BEVO WUPPERTAL - фирмы BeVo из Вупперталя.
На примере логотип подвёрнут на обратную сторону. Орёл был пришит на форму в свёрнутой прямоугольником форме.
Имперский орёл на треугольном фоне. Более длинные крылья всё больше роднят его с Вермахтом, но голова повёрнута в обратную сторону. 
Обратная сторона эмблемы с треугольным фоном, типичная для всех жаккардовых эмблем.
Эмлемы ткались непрерывной лентой. Для экономии материала треугольники с орлами располагались в шахматном порядке в перевернутых рядах.
Выпущенные на лицевую сторону строчки между треугольниками служат и линиями отреза.
Характерный для этого типа эмблем переход между перевёрнутыми треугольниками с орлами на ленте.
На каждом втором переходе (промежутке) между эмблемами незаметно выткано название производителя  BEVO WUPPERTAL.
Унитарные нарукавные эмблемы с имперским орлом и названием службы под ним поставлялись ткаными на ленте.
Золотистая эмблема располагалась на тканом для удобства сворачивания при пришивании чёрном фоне.
На ленте между эмблемами выпущена строчка как линия отреза.
Обратная сторона тканой ленты с парой не разрезанных эмблем.
Золотистый оттенок вискозных ниток на тканых эмблемах может немного меняться от выпуска к выпуску от ярко-золотистого до бледно-лимонного.

    Примеры унитарных нарукавных эмблем с названиями дирекций. Все эмблемы технологически выполнены одинаково. Вся подробная информация о службах доступна и места её публикацией занимать не буду. Всего:
- 31 эмблема  Дирекций имперских железных дорог (Reichsbahndirektionen, RBD)
- 3 эмблемы Военно-транспортных дирекций (Wehrmachtsverkehrsdirektionen, WVD)
- 5 эмблем Имперских транспортных дирекций (Reichsverkehrsdirektionen, RVD)
- 2 эмблемы Главных транспортных дирекций (Hauptverkehrsdirektionen, HVD)
- 3 эмблемы разных подразделений DR.



Подделки.
      Тема достаточно бюджетная и вала подделок эмблем DR как-то почти не ощущается. Тканые эмблемы подделывать относительно сложно и дороговато, поэтому, скорее всего столкнётесь с машинной и "редкой" ручной вышивкой.
      Большинство эмблем доступно в продаже практически "круглосуточно", но некоторые, если заразитесь - найти очень сложно! Можно искать годами и даже десятилетиями и не найти... Ниже - пара "ходовых" на взгляд фэйкеров тканых подделок.
     Подделка HVD PARIS. Расчёт, по видимому, на своеобразный доступный сувенир из "брэндового" для всего мира города. Тканая подделка пришита на кусок тёмно-синего сукна в расчёте на то, что чтобы посмотреть обратку отпарывать не станут. Приёмчик характерный для заокеанских друзей! Качество неплохое, но подделка при сравнении проигрывает оригиналу по всем статьям...

Поддельная эмблема, пришитая зигзагом на сукно, якобы, вырезанная из рукава. С обратной стороны я сделал надрез, чтобы отогнуть сукно и показать обратную сторону.
Плетение выпущенных на обратной стороне золотистых нитей. Кроме этого, качество нитей  даже визуально отличается от оригинальных!
Укладка нитей на обратной стороне подделки и оригинала. Даже пояснять, думаю, ничего не надо.
Текстура обратной стороны тканых эмблем, подобная этой - характерный признак довольно старых уже подделок!
Детали оригинальной (справа) и поддельной эмблем. Заметная разница в промежутках между деталями и способе укладки выпуска нитей при производстве ленты с эмблемами.

     В своё время я тоже попался по незнанию на КИЕВ из старой коллекции! В начале 90-х доступного даже в сети контента попросту не было, как и других подобных эмблем в московских коллекциях. Видел пару и незначительные отличия списал на производство и производителя. Со временем всё встало на свои места! Поэтому всем всегда  советую не париться с "вариантами". В таком случае, в первую очередь "паришь" мозг себе, потом - людям...

Поддельная тканая эмблема RBD KIEW. Расчёт на относительную редкость и экзотичность советского города.
Выполнена с лицевой стороны почти безупречно! Настораживает лишь ядовитый оттенок тусклых хлопковых ниток...
На обратной стороне поддельная сущность выступает боле явно! Хотя процесс в общем-то соблюдён, недочёты как всегда имеются. Широкие выступы за периметр тканого фона эмблемы не характерен для оригиналов. 

© Ульянов В. 2017