Меню

Пионер труда, возможно - птенец Суваля.

     Большая давняя дискуссия о знаке с количеством вручённых менее двух десятков за 5 военных лет сохранилась на форуме АК и всякие разные подробности здесь я опущу. Я всё равно какое-то время следил за темой и склоняюсь к мысли, что ноги знака могут расти из "гнезда Суваля". Мало кто сразу после войны стал бы заморачиваться с таким изготовлением для простоватых янки, да и на трофеи "для дома, для семьи" барахла со свастиками хватало. В интервью с  Людвигом Умлауфом, доверенным лицом фирмы Рудольф Суваль, прямо говорится об изготовлении редких наград для серьёзных коллекционеров. Примеры качества их послевоенной продукции я приводил в статьях об Олимпийских наградах и Испанских крестах. Считаю, что и этот редчайший знак - из этой же обоймы! Выводы, конечно, каждый сделает для себя сам, и качественные фото деталей знака я впервые привожу для информации и идентификации.
     Знак был приобретён мною в первой половине 90-х и насколько в дальнейшем я смог отследить его следы - ведут они скорее всего в США.  Выглядит знак очень эффектно и я бы не сказал, что такой вариант часто мелькает в продажах.


     Материалы и производство. Полностью соответствуют военному периоду! Штампованная латунь или томпак с качественной позолотой. Эмали, красная и белая,  внешне полностью идентичны эмалям на оригинальных наградах. 

Следы вырубного штампа на знаке и накладке. Может быть даже какие-то нарочито подчёркнутые!

     Сборка. Застёжка на знаке, по словам продавца, была им переделана. На подобных экземплярах из западных источников можно видеть различные варианты фурнитуры, но всегда с вертикальным расположением иглы. Накладной орёл на данном знаке просто приклеен. Клей не люминесцирует в ультра-фиолете. В западных источниках орла можно видеть приклёпанным.

Плоская обратная сторона знака с углублением, на месте которого в западных источниках располагается крупная головка заклёпки.
Клей между знаком и накладкой.

     Размеры. Александр Пономарёв на АК приводил скан статьи о знаке. Размеры показанных в статье знаков полностью совпадают с этим экземпляром!


     Атрибуция. Так как фактического материала из федеральных источников ни здесь ни там я никогда не видел, можно отталкиваться только от публикаций единичных экземпляров и групп из коллекций или продаж. Все знаки за эти годы поменяли владельцев несколько раз и были перепроданы дилерами. Номеров награда не имеет, поэтому точно сказать, соответствует ли знак документам в группе - нельзя. Возможны любые варианты микширования оригиналов с подделками.  Конечно, сейчас объем информации не сравним с 90-ми прошлого века, но качество её принципиально не изменилось. Если не ухудшилось! Тема постепенно замусоривается фальшивками и профанационными "исследованиями", опирающимися на МНЕНИЯ и сомнительный провенанс, а не на фактический материал, что ведёт к прямо противоположным выводам об оригинальности артефактов и принятия "истины" на веру. С опорой на репутацию. Но как сказал в "Отелло"  Незабвенный Наше Всё: "...Скажу  как  честный  человек - я уж подумал, вы ранены телесно. Вот это было  бы  чувствительно.  А  репутация  -  понятье наносное и фальшивое, она дается зачастую незаслуженно и уходит беспричинно...". Естественно, этим пользуются кто и как угодно, включая и просто проходимцев или откровенный криминал. Это, на мой взгляд, касается не только немецкой фалеристики. За примерами далеко ходить не надо...
     Как только знак попал ко мне, я полез в доступные на тот момент книги. А их было мало - Анголия да каталог Формана.
     В каталоге Формана 1993-го года на стр. 205-207 показаны знак и миниатюра в коробках принадлежащие лично Форману, а уникальный лот из знака с миниатюрой в коробках и потрясающий документ с фотографиями - указан как собственность аукциона Hermann's Historika. Насколько можно видеть - на фото знак из серебра с горизонтальной застёжкой. Первые же визуальные отличия от моего знака я обвёл кругами и стало понятно, что мой знак - не вариант этого изготовителя! А изготовителей, если принимать на веру статью Ниммергута, было минимум два!


Знак этого типа, проданный на аукционе Германн Хисторика.
В кругах - пара признаков, по которым этот тип можно идентифицировать с первого взгляда.

     Идём дальше. Анголия. "Политические и гражданские награды Третьего Рейха". Стр. 100 по изданию 1989 года.  Первое появление изображения -1978 год. Знак принадлежал ныне покойному Борису Регнемеру (США). Все старые коллекционеры из США, включая Билла Стампа отзывались о нем как о серьезном человеке и коллекционере политических наград. Регнемер считался специалистом именно по политическим наградам, но, честно сказать, столько неоднозначных знаков в коллекции редко встретишь...
     Приводится изображение "базового", основного образца в серебре с горизонтальной застёжкой (в подписи к фото) и варианта. Изображение знака полностью совпадает с моим и отличия от экземпляра Формана в серебре, видимые с первого взгляда, я тоже обвёл кругами. Застёжка подобного-же вертикального типа. Орёл, судя по снимку - приклёпан. Ну, или это, возможно, приклеенная на место имитация головки большой заклёпки... Анголия в то время, и не только в то время,  для меня, и не только для меня, был и остаётся всё-таки авторитетом, и если опереться больше не на кого и не на что, то, наверно, можно успокоиться и ссылаться на него и его книгу.

В отличии от серебряного, у этого знака бОльшее расстояние между перевязью венка и первыми листьями.
Не говоря уже об их проработке.
Детали и проработка головы орла.
Проработка и детали лап орла с шестернёй в когтях очень отличается от серебряного знака.
Только пара среди десятка "водяных знаков" на свастике в шестерне.
Геометрия свастики - вообще отдельная песня!

     Как мы установили ранее, в книгах Анголии возможны изображения неподлинных наград. Ошибочно, или опираясь на чьи-то мнения, неизвестно. В его совместной с Литлджоном книге о трудовых организациях 3-го Рейха 1999-го года издания приводятся также оба варианта знака! И хотя он указывает только на отличия в расположении шестерни накладки, "первичный половой признак" вариантов обведён кругами.


Сравнение деталей на свастиках серебряного (слева) знака с аукциона и моего. Или я ослеп, или это почти полностью совпадающие водяные знаки? Не смотря на некоторое их искажение из-за глубины штамповки и в процессе полировки эмали - лично я вижу эти и другие совпадения практически на всех знаках из книг и сети!
     
     Так всё и осталось по сей день, основанным на мнениях. Ибо, как видно, даже техническая экспертиза - не панацея. С таким-то количеством всевозможных вариантов! Настоящих и фальшивых. Да и мнения людей, о которых если спрашиваешь у знакомых - кто это?, а в ответ - хрен знает, кто!, и дальше отказываются говорить, как о синегнойной инфекции в хирургическом отделении, стоят ровно столько-же... За почти тридцать лет профессионального увлечения трофейной немецкой милитарией вырабатывается своеобразный навык, как у японского сортировщика птиц на курочек и петухов, когда с первого взгляда интуитивно и почти безошибочно понятно, кто есть кто. Стоит ли смотреть предмет дальше, или чувствуешь, что будешь искать только подтверждения своим первым ощущениям. Поэтому, если бы я сечас впервые увидел этот знак, то, вероятно, сразу бы приписал его к старым репликам. Старым добрым репликам, "узаконенным", легализованным и наводнившим многие коллекции. От которых так непросто отказаться!

© Ульянов В. 2018