Меню

Знамена под ногами победителей.


     Со времени проведения легендарного Парада Победы прошло всего несколько десятилетий, но часть его - эффектное низвержение вражеских знамен и штандартов к подножию мавзолея Ленина с трибуной для высшего руководства страны, успело обрасти многочисленными легендами и слухами. Можно сказать - "масс-медиа легендами" на основе слухов в стиле "Википедии". В тексте они выделены жирным и подчёркнуты.
     Пожалуй с Википедии и начнем. Первое - сколько раз снимали фильм Парад Победы? По многочисленным сведениям, достоверность которых лично я проверить не могу - снимали дважды. Вернее, доснимали... Википедия об истории съемок фильма:
    "...Фильм снимали на цветную трофейную немецкую киноплёнку, «Agfa». Монтаж и озвучение производилось в Берлине, так как там было необходимое оборудование. По словам оператора Михаила Посельского, после того, как фильм был отснят, выяснилось, что большая часть ленты имеет брак по цвету. По этой причине весь фильм перевели на черно-белую плёнку, а из того материала который подходил по качеству, смонтировали 19-минутный фильм.
     И. В. Сталин остался недоволен фильмом, так как в кадры не попали двое из десяти командующих фронтами - генералы армии Баграмян и Ерёменко (впоследствии Маршалы Советского Союза). Для того чтобы исправить оплошность, было решено доснять недостающие кадры. Однако задача осложнялась тем, что Баграмян со своим штабом находится в Риге, а генерал Ерёменко и его штаб - в Кракове. Две съёмочные группы срочно были направлены в Ригу - где находился Баграмян, и в Краков - где находился Ерёменко, где были сняты необходимые сцены, которые позже вмонтировали в окончательный вариант фильма. Съёмка недостающих кадров была выполнена за чертой города. Для того чтобы скрыть отсутствующий ГУМ, генералов сняли на фоне красных знамён. Генералов сначала сняли на цветную плёнку, потом камеру перезарядили и сняли эти же эпизоды на чёрно-белую плёнку..."
    Отметим это для себя. Причем путем несложного сравнения черно-белой версии фильма и документальных фотографий с парада - приоритет в полной "подлинности" стоит отдать именно этому черно-белому варианту хроники.
     Вторая выдержка из раздела "Интересные факты" о Параде Победы и фильма о нём из того же источника:
     "...Низложение немецких знамён намеренно проводилось в перчатках, чтобы подчеркнуть отвращение к разбитому врагу. После парада перчатки и деревянный помост были торжественно сожжены.
     Вражеские знамёна и штандарты, брошенные на помост у Мавзолея, были собраны трофейными командами СМЕРШ в мае 1945 г. Все они устаревшего образца 1935 года, взяты в местах полкового хранения и цейхгаузах (новые не были изготовлены до конца войны; немцы вообще никогда не ходили в бой под знамёнами). Разукомплектованный лейбштандарт LSSAH тоже старого образца - 1935 г. (полотнище от него хранится отдельно в архиве ФСБ). Кроме того, среди знамён - почти два десятка кайзеровских, в основном кавалерийских, также флаги партии, Гитлерюгенда, Трудового фронта и т. д. Все они ныне хранятся в ЦМВС...".
     Здесь уже начинается наиболее интересное! Факт сожжения перчаток знаменосцев никогда не был установлен. Знамена бросали на верхнюю широкую асфальтовую ступень перед мавзолеем, по краю отбитую светлым бордюром... Откуда какой-то деревянный помост для поверженных знамен - непонятно! Знамена, развернувшись направо, бросали две коробки, следующие одна за другой в два определенных места перед мавзолеем. Назовем место со стороны собора - правым, а сто стороны музея - левым (по взгляду с трибуны мавзолея).
На массе фотографий можно видеть мокрый асфальт широкой ступени со светлым бордюром перед мавзолеем, на которую и бросали знамёна.
   
     Второе - знамена указываются как "устаревшего образца 1935г.". Но это и есть последний и окончательный образец новых знамен и штандартов Вермахта! Изготовление которых для вновь сформированных частей было отложено с началом Мировой войны 1939г. То, что в бой под знаменами с 1918г. уже не ходили и в боевой части не хранили - верно (что по моему убивает сам смысл "Боевое Знамя")... Но до этой даты - бой под знаменем - святая немецкая традиция на протяжении столетий!
    Третье - о штандарте LSSAH. Штандарт подразделений SA и SS в форме вексиллума образца 1923г. "Deutschland erwache". В 1933-м году штандарт вручен Лейбштандарту SS "Адольф Гитлер" (собственно, в связи с появлением такового) с черной окраской фона на коробке с именем Фюрера и стандартным для этого типа партийным полотнищем. В сентябре 1940-го Гиммлером было вручено новое персональное полотнище в виде личного штандарта Фюрера образца 1935-го года. Захвачен штандарт в сборе, на реальный парад выносился без полотнища по банальной причине тяжести такового и практически невозможности эффектной переноски, а уж тем более броска в склоненном виде! Полотнище так и хранится в ЦМВС, куда его, по всей видимости (в списке СМЕРШ он не фигурирует) передали до парада...
     Статья "Комендант Рейхканцелярии Федор Платонов ("Аргументы недели – Нижнее Поволжье" № 13 от 8 апреля 2010 г.)
     ...Штандарт Гитлера.
      Получив разрешение, Платонов выехал в части, которые вели ожесточенные бои по штурму последнего логова Гитлера. С двумя бойцами вошел в здание, затем в подземелье Рейхсканиелярии. Это было на рассвете 2 мая 1945 года. В вестибюле возникла перестрелка с остатками уже разбежавшейся охраны, снова и снова повторялась она на этажах здания. Как выяснилось позже, фюрера уже не было в живых.
     Из воспоминании Платонова: "Обгоревшие трупы жены Геббельса и его самого нашли в саду канцелярии. Геббельс перед собственной смертью отравил своих шестерых детей, трупы которых находились в одной из комнат фюрербункера".
     Платонов продолжал обследовать помещения. "Самое последнее гнездо фашизма разбито. Везде кучи мусора, на полу – толстый слой пыли. Зал заседаний, гардеробная, зал с колоннами, квартира Гитлера. Авиабомба угодила прямо сюда. У кабинета Гитлера нет одной стены, уцелели только бра, глобус метрового диаметра расколот надвое. Всего в бомбоубежище более пятидесяти комнат. В комнате, где хранились личные вещи Гитлера и Евы Браун, нашли черный деревянный футляр. В нем – фашистский штандарт, древко с металлическим кругом и свастикой".
     Позже, когда канцелярию посетил Маршал Буденный С. М., Платонов показал ему этот штандарт. Буденный посоветовал Платонову отправить его в Москву, и теперь штандарт находится в Центральном музее Вооруженных Сил РФ...
Древко штандарта (вексиллума) СС Адольф Гитлер (Leibstandarte SS Adolf Hitler). ЦМВС РФ
Полотнище образца 1940г. штандарта (вексиллума) СС Адольф Гитлер (Leibstandarte SS Adolf Hitler). ЦМВС РФ

     Четвертое. СМЕРШ передал для парада около 200 знамен и штандартов, включая старые прусские. С сайта Министерства Обороны РФ: ""...По указанию Генерального штаба в Москву из частей 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов (из Берлина и Дрездена) доставили около 900 единиц трофейных знамен и штандартов. Принимал их в спортзале Лефортовских казарм командир 181-го стрелкового полка 291-й стрелковой дивизии полковник А.К. Коркишко. 200 знамен и штандартов, отобранных затем специальной комиссией, были помещены в специальную комнату и взяты под охрану управлением военного коменданта Москвы. В день Парада Победы их на крытых грузовых машинах доставили на Красную площадь и вручили личному составу парадной роты «носильщиков»....". Полный список переданных на Парад знамён впервые был представлен Т.Шевяковым и публиковался в периодике. Оригиналы списка трофейных знамен для Парада Победы позднее были опубликованы на сайте Министерства Обороны РФ. Так что подробно развозить эту тему не стану. Судя по общему количество - вполне хватало, чтобы полностью укомплектовать "позорные трофейные" коробки на параде исключительно военными знаменами. Поэтому никакие "флаги партии, Гитлерюгенда (за исключением одного видимого на фото, но не идентифицированного по списку), Трудового фронта и т. д." на "настоящем" параде не фигурируют и к мавзолею их никогда не бросали! А в ЦМВС кроме боевых знамен и штандартов хранится много чего ещё!
      Цветная пересъёмка с использованием знамён гражданских и ветеранских организаций породила легенду о якобы "власовском" знамени русского имперского образца, в числе прочих брошенное к мавзолею! Причудливо вышитое ветеранское знамя случайным образом и под сложившимся ракурсом удивительно напомнило старое русское! Не более того.
     Да и не все знамена и штандарты после Парада сразу осели в ЦМВС. Для ЦМВС это вообще "непрофильный" материал. Много хранилось в Театре СА до передачи в ЦМВС. Часть раздали по музеям, включая республиканские (бывшего СССР). После перестройки в основном оттуда их и привозили, часто просто на Верник... Документов не видел, поэтому сведения устные, ну, и личные, так сказать, наблюдения :-))
    Сейчас часть трофейных знамен можно видеть на Поклонной горе, Музее современной истории, ГИМе, в Снегиревском музее много лет назад видел танковый штандарт, в Волгограде, на Украине есть несколько... В руки Западников тоже попали, но не в столь заметном количестве.
     Почему всё это можно утверждать наверняка? По фотографиям с парада и двум фильмам, черно-белому "оригинальному" и цветному - каждый может убедиться сам! Всё это есть в свободном доступе.
Изготовка к параду.
     В черно-белом и цветном вариантах фильма построение колонн на стороне площади с собором Василия блаженного и расположение знамен в передней шеренге полностью совпадают и подтверждается фотографиями этого момента. Древко штандарта АН без полотнища на правом фланге. В колонне за ним - военные знамена. В цветной версии это тоже хорошо видно. Также совпадает в обеих версиях и наличие только военных знамен в противоположной, изначально левофланговой колонне (часть которой можно видеть на фото на исходной позиции у собора), когда коробки двигаются вдоль ЦУМа в сторону Исторического музея для выхода непосредственно на дистанцию перед мавзолеем. Все знамена, кроме одного - военные, новые и старые.

Знаменитые фото из серии, сделанной Евгением Халдеем. Первая шеренга коробки с трофейными знамёнами на исходной позиции со стороны ЦУМа. На правом фланге - штандарт Адольф Гитлер без полотнища.
Эта же шеренга коробки со стороны Спасских ворот. Вексиллум АН - на правом фланге. Старые знамёна и штандарты вперемежку с Вермахтом. Четвёртое справа - знамя Гитлер-Югенд,

Бросание знамен к мавзолею.
     Пройдя вдоль ЦУМа, коробки двигаются в противоположном исходному направлении. Правофланговый с древком АН при развороте коробки для броска направо оказывается на левом фланге. То есть знамена первой бросает шеренга, бывшая на исходной позиции колонной за АН. Но все знамена в шеренге, за исключением одного, военные! А древко штандарта АН должно непременно оказаться в самом низу, под знаменами, брошенными следующими шеренгами! На фото, сделанными у подножия мавзолея со стороны собора (правое место для знамен) это именно так и оказывается. Орла на венке со свастикой древка штандарта АН можно видеть под прусским знаменем с навершием с Железным крестом! То, что в следующих шеренгах только военные знамена - отчетливо видно и на фотографиях и в черно-белом фильме (в цветном этот эпизод просто отсутствует)! На фотографиях, сделанных после сброса всех знамен, уже за спинами сомкнувшейся шеренги охранения у мавзолея - ВСЕ знамена и штандарты только военные! Причем снимки сделаны с разных позиций - можно оценить оба места с брошенными на них знаменами.

Первая шеренга коробки перед разворотом к мавзолею. После позворота направо вексиллум АН окажется на левом фланге и полетит на асфальт одним из первых.
После броска шеренга разворачивается и уходит, "просачиваясь" сквозь строй .  Знамёна бросают на широкую ступень перед гранитным парапетом мавзолея.
До окончания Парада брошенные знамёна лежат между двумя шеренгами охраны. Снимок со стороны Исторического музея.
Брошенные знамёна, снятые со стороны Покровского собора.
Вексиллум АН лежит под старым знаменем, навершие  с Железным крестом которого закрывает венок со свастикой.

     В цветном фильме мы видим подлинные проходы со знаменами и начало действия. В дальнейшем крупным планом демонстрируются "брошенные к мавзолею" многочисленные флаги партийных, гражданских, ветеранских организаций, среди которых случайно затесались только несколько военных, включая старые. Это уже - неудачная постановка! Судя по кадрам - они падают на асфальт ПЕРВЫМИ! И даже бросаются с нескольких пересекающихся позиций! Более того, на древке штандарта АН оказывается прикрепленным полотнище, к штандарту никакого отношения не имеющего! С коим оно много лет демонстрируется на фотографиях с различных выставок...

Кадр с брошенными к мавзолею знаменами из цветной постановочной хроники.
Фото с выставки 1948-1949 гг. в Центральном Музе Красной армии. Много лет вексиллум АН так и экспонировался с этим полотнищем. 

     Что имеем? Фильм, по крайней мере доснимавшийся. О чем собственно и говорят очевидцы. С постановочными крупными планами.
     Почему для повторной съемки крупных планов не использовали "нормальные" знамена - можно строить только догадки. Хотя понятно, что "для народа" нужны флаги поярче и свастики побольше! Но на самом деле к мавзолею на Параде Победы были брошены ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ (за исключением одного видимого) знамена! Да иначе и быть не могло...
      Или вот ещё знаменитая картина Михаила Хмелько. О картине:
     "...Центральная часть настоящего спецпроекта - масштабное полотно М.И.Хмелько «Триумф победившей Родины» 1949 года (вестибюль 4 этажа). Сюжетом для него стал исторический Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Работа Хмелько - единственное живописное произведение в русском искусстве, посвященное этому событию. Впервые картина демонстрировалась на Всесоюзной художественной выставке 1949 года, проходившей в залах Третьяковской галереи, и в следующем году получила первую степень Сталинской премии..."  (http://www.museum.ru/N39993)


     И хотя писалась картина "по горячим следам", автор "художественно приукрасил" исторические детали и допустил "техническую" неточность. Что, впрочем, не умаляет художественной ценности патриотической картины...

Так металлические части всех знамен и штандартов показаны золотыми, хотя золотыми могут быть навершия и плакетки лент только у знамен береговых частей Кригсмарине... Навершие штандарта LSSAH визуально увеличено и коробка показана плоской... Да и лежать он должен под всеми знаменами, так как брошен был первым.
Автор явно использовал фотографию Халдея, на что указываюет ряд явных совпадений, вплоть до мелких деталей!


Интересная статья из журнала "Смена"

"Поверженные знамена" Е Кригер опубликовано в номере №436, Июль 1945
Тяжёлый шёлк. Парча Муар. От серебряного и золотого шитья ткань топорщится, коробится, как жесть. Об неё можно оцарапать руки. Ленты с какими-то металлическими побрякушками, пышные банты, подобия амулетов. Массивные кисти на толстых шнурах, громадные позолоченные наконечники, эмблемы, подвески, вышитые на муаре лозунги, слова молитв, заклинания. Всё это при малейшем прикосновении трещит, скрипит, издаёт даже подобие скрежета.
Всякая ткань в порывах ветра трепещет, вьётся, вздымается, становится как-бы крылатой. Эта - мертвенно обвисает, отягчённая парчой и шитьём. Основной цвет - чёрный. Самая употребительная эмблема - череп и две кости, крест накрест. Не вдохновлять, не взывать к сердцу и к доблести, - устрашать!
Немецкие знамёна.
Немцы столетиями молились на них, знамёна звали их к разбою, обещали славу, богатство, владычество над Европой, над миром. Немецкий лавочник, обыватель, смотрел на них с алчной надеждой: они приведут его к власти над всем человечеством. Немецкий генерал смотрел на них с вожделением: вдруг он станет великим в веках, как Юлий Цезарь. Они подражали римлянам. Они забывали немецкий язык и вышивали на знамёнах латинские слова: «Pro gloria et Patria». Латынь не прибавила им доблести. Они проигрывали войну за войной. Теперь конец. Теперь у них нет ничего: ни армии, ни знамён. Генералы в плену. Знамёна в Москве. 24 июня 1945 года красноармейцы-фронтовики положили их на Красной площади к ногам своих полководцев - Сталина и его маршалов. Шёл дождь. Знамёна мокли в воде, на камнях, обрызганных летним ливнем.
Узнав номера полков и дивизий, можно проследить путь этих немецких знамён. Немцы пронесли их над землёй, тёплой от человеческой крови, окутанной дымом пожаров. Черепа, вышитые на шелку серебряной ниткой, видел народ Бельгии, народ Франции, преданный своими фабрикантами и министрами. Они маячили над Грецией, где немногочисленная народная армия долго сдерживала немецкие и итальянские полчища. Они метались над землёй Югославии. Немецкие знамёна в Голландии, в Дании, на Балканах, в Сицилии, в Африке. Вот их путь. Ещё раньше, в 1939 году, они появились в Чехословакии.
Немецкие знамёна топорщились над Европой.
Гитлер хотел пронести их в Москву. Да, теперь эти знамёна в Москве. А где Гитлер? Где его знаменосцы, фельдмаршалы, солдафоны, украшенные дубовыми листьями? Всё кануло, повержено, рассыпалось.
Шёл дождь. Знамёна мокли в лужицах. Вот конец мечты о завоевании мира!
Рассмотрим надписи на этих знамёнах. Как давно немцы бряцали оружием! Вот надпись: «Errichtet 1655 und 1685» - «Учреждено в 1655 и 1685 году». Ещё какие-то памятные германской военщине даты: «1755 - 1855» и «1785 - 1885».
Вот знамя особенное. Золотым шитьём по чёрному фону: «1867. 20-й пехотный полк кронпринца Фридриха Вильгельма Прусского». На обороте: «Mit Gott, Kinder, fur Keiser und Faterland!» - «С богом, дети, за кайзера и отечество!»
Новые и новые знамёна. Новые и новые заклинания.
«Будь немцем до мозга костей!»
«Бог был с нами, хвала ему и победоносным войскам».
Самого бога солдафон похлопывал по плечу, похваливал как верноподданного Пруссии. «Победоносные» войска!
Русские дважды отбивали у них Берлин!
Но если уж немцы добивались победы, то звон об этом стоял на весь мир. Знаки этой победы немцы совали куда только можно, ярлыки её наклеивали всюду, трубили о ней на всех перекрёстках. Присмотритесь к нескольким, старым немецким знамёнам. На чёрных лентах прикреплены тонкие медные пластинки. На пластинках вытиснены названия городов Франции, даты:
«Шартр - Орлеан. 3 и 4 декабря 1870 г.».
Другое знамя: «Бонневаль - 18 ноября 1870 г.».
Ещё и ещё. Седан. Метц. Шампиньи. Лепланже. Париж.
На одном из знамён к ленте пришпилены тридцать четыре таких пластинки с названиями тридцати четырёх французских городов. Это франко-прусская война 1870 года. Немцы разгромили тогда Францию, преданную, как и в 1940 году, своими правителями, алчностью и корыстолюбием денежных тузов, преступной недальновидностью генералов. Все помнят эту войну. Немцы остались немцами. Они жгли города, грабили население, сражались с женщинами и с детьми. Глядя на знамёна с медными пластинками, читая памятные даты, названия французских городов, начиная с Седана, я вспоминал скорбную летопись Эмиля Золя.
«И Вейс увидел, наконец, как запылал его собственный дом. Солдаты сбежались с факелами в руках, другие разжигали огонь, кидая в него обломки мебели. Быстро вспыхнул нижний этаж, дым повалил из всех отверстий расстрелянного фасада и крыши. Соседняя с домиком красильня Делагерша также загорелась, и - что было ужаснее всего - оттуда доносился ещё голос маленького Огюста, лежавшего в своей постельке в горячечном бреду и звавшего убитую мать, а на трупе её, распростёртом поперёк порога с раздробленной головой, уже загоралось платье.
- Мама, мама, я хочу пить... Мама, дай же мне водицы...
Пламя свистало и трещало, детский голосок умолк, заглушённый громким «ура» победителей».
Вот о чём напоминают медные пластинки на немецких знамёнах! Может быть, это самое немецкое знамя, которое я держу сейчас в руках, знамя с датой «1870», металось над маленьким городом Франции, где наблюдались картины, воспроизведённые Золя?
На старых знамёнах ещё не было эмблемы с черепом. Поройтесь в этой груде тряпья, мишуры, прикреплённой к толстым древкам с золочёными наконечниками, и вы найдёте фашистские, гитлеровские знамёна со свастикой, с черепами, с эмблемами смерти. Эти знамёна олицетворяют усовершенствованную «доблесть» современного немца: Майданек, Освенцим, палачей-инженеров, которые убивали с помощью электричества и газа, в камерах и печах с хорошо изученной пропускной способностью и разработанным режимом умерщвления сотен тысяч людей.
Теперь Красная Армия вырвала знамёна из их рук и бросила на камни к ногам наших маршалов. Немецкие знамёна из Франции и из Греции, из Бельгии и Югославии, из Сицилии и из Африки нахлынули с немецкими полчищами на русскую землю и теперь остались здесь навсегда. Армии у немцев больше нет. Её знамёна в наших руках.
   

     © Ульянов В. 2012