Меню

Матерчатые эмблемы на головные уборы Вермахта.
   
      На матерчатые головные уборы военнослужащих всех родов войск немецкого Вермахта - фуражки, пилотки и кепи пришивались вышитые или тканые эмблемы в виде имперского орла и национальной трёхцветной кокарды. Для околышей фуражек и танкового берета национальная кокарда помещена в венок из дубовых листьев. На головных уборах Люфтваффе вместо имперского орла размещёна их эмблема - летящий орёл, а на околыши фуражек - кокарда в венке со стилизованными крыльями. Историю введения головных уборов в Вермахте можно найти во множестве источников и подробно останавливаться на этом я не буду. Технология их производства описана в статье "Вышитые и тканые эмблемы".
     Комплекты тканых эмблем на грудь и на головной убор выпускались "гарнитурами". Собирать их в коллекцию имеет смысл именно в таком виде. Так интереснее и, я считаю, правильнее. 

Комплект из нагрудного орла и эмблем на пилотку береговой артиллерии Кригсмарине. Все эмблемы в гарнитуре выпущены в одной цветовой гамме на ленте одного цвета.

     На головные уборы матерчатые эмблемы пришивались при получении обмундирования или "в поле" вручную ниткой через край. Если позволяли условия - машинкой. На производстве эмблемы пришивались машиной, часто зигзагом.

Тканый имперский орёл, пришитый вручную ниткой через край.
Тканый имперский орёл, пришитый зигзагом на машине.

Матерчатые эмблемы на головные уборы Сухопутных сил (Армии) Вермахта.

Солдатская пилотка М34 с эмблемами образца 1939г. Из коллекции Аравина И.
Эмблемы образца 1939г. на пилотке кавалерии (золотисто-жёлтый сутажный уголок для кокарды).
Эмблемы образца 1940г. на пилотке артиллерии (красный сутаж).
Тканый имперский орёл для армейской пилотки первого образца (считается 1935г., но носили начиная с 1934г.). Белый на светлом сером поле. Встречаются незначительные цветовые вариации.
Обратная сторона типичного тканого орла без каких-то особенностей.
Имперский орёл образца 1934г. для армейской офицерской фуражки. Тканый алюминиевой мишурой на песочном фоне.
Орёл спорот с головного убора. Ранняя форма такого орла - редкость.
Тканые имперский орёл и национальная кокарда образца 1936г. для пилоток нижних чинов Сухопутных сил Вермахта. Белый орёл и кокарда на тёмно-зелёном поле.
Тканые имперский орёл и национальная кокарда образца 1939г. для пилоток нижних чинов Сухопутных сил Вермахта. Контрастные цвета сглажены для предотвращения демаскировки. Серый орёл и кокарда на тёмно-зелёном поле.
Тканые имперский орёл и национальная кокарда образца 1939г. для пилоток нижних чинов Сухопутных сил Вермахта. Один из более поздних вариантов расцветки с ещё боле сглаженным контрастом. Серо-зелёный орёл и кокарда на тёмно-зелёном поле.
Тканые имперский орёл и национальная кокарда образца 1940г. для пилоток нижних чинов Сухопутных сил Вермахта. Финальный вариант расцветки, просуществовавший до конца войны. Серый орёл и кокарда на сером-полевом (фельдграу) поле.
Офицерская полевая фуражка "старой формы" образца 1934г. Носить как своеобразный знак отличия "старых вояк" продолжали до конца войны! Из коллекции Аравина И.
Тканый имперский орёл образца 1936г. и тканый венок с кокардой на светлом серо-зелёном поле образца 1934г. До 1935г. околыш фуражки был серый, для него и выполнен венок на таком поле.
Офицерская пилотка образца 1938г. Частная коллекция. Москва.
Тканый из алюминиевой мишуры на тёмно-зелёном поле имперский орёл образца 1936г. В уголке лимонного цвета сутажа (связь) вручную шитая национальная кокарда.
Пилотка офицера артиллерии (красный сутаж). Из коллекции Аравина И.
Эмблемы образца 1936г. Вручную вышитые кокарды стандартны для всех офицерских пилоток как отличительная особенность, поэтому я очень сомневаюсь в существовании её тканой версии! Подгибать для пришивания по кругу маленькую тканую кокарду, чтобы выглядело прилично - то ещё занятие! А потом ещё и окантовать алюминиевым шнуром, как предписано в приказе... На некоторых фото офицеров на пилотках пришиты плоские тканые кокарды, но кто знает, может это просто "солдатский" вариант. Считаю, это просто тема для спекуляций и "создания редкостей"...
Офицерский, тканый алюминиевой мишурой на тёмно-зелёном поле вариант имперского орла образца 1936г.
Вышитая вручную офицерская национальная кокарда. Черная вискозная и алюминиевая канитель. Середина из красного сукна. Из коллекции Аравина И.
Тканый офицерский орёл, подвёрнутый треугольником, споротый с головного убора. Из коллекции Аравина И.
Подвёрнутый для пришивания тканый офицерский венок с кокардой. Более поздний вариант на тёмно-зелёном поле, когда в 1935 году цвет околыша армейских фуражек поменялся на тёмно-зелёный.
Обратная сторона тканой алюминиевой мишурой и вискозными нитками эмблемы.
Комплект тканых эмблем для офицерской фуражки образца 1934г. на тёмно-зелёном поле.  Спороты с фуражки. Из коллекции Аравина И.
Обратные стороны эмблем.
Вручную вышитый из алюминиевой канители и мишуры имперский орёл на тулью офицерской фуражки "нового образца" 1935г.
Обратная сторона тёмно-зелёного сукна усилена грубой светлой тканью.
Типичный, вышитый вручную из алюминиевой канители венок для вышитой вручную кокарды. Чаще вместо неё крепилась стандартная алюминиевая. Обратная сторона сукна усилена грубой плотной чёрной тканью.
Вариант вышитого вручную офицерского орла для фуражки.
Обратная сторона сукна усилена плотной чёрной тканью и была заклеена бумагой. Бумага утрачена, остался коей белого цвета. Клей оригинальных эмблем не люминесцирует в ультра-фиолетовом свете!
Вышитый вручную алюминиевой мишурой на тёмно-зелёном сукне имперский орёл на сохранившемся куске тульи армейской офицерской фуражки. Из коллекции Аравина И.
Пилотка бронетанковых войск Вермахта образца 1934г. из чёрного сукна. Из коллекции Фоломешкина С. Танковые чёрные пилотки в старых коллекциях можно было пересчитать по пальцам. Большое количество было вывезено  из страны одним известным американским коллекционером в годы перестройки.
Тканые эмблемы образца 1939г. на чёрном поле. Сутаж лимонного цвета для подразделений связи.
Тканые эмблемы образца 1939г. Сутаж розового цвета для экипажей бронемашин. Поле кокарды тёмно-зелёного цвета!
Комплект эмблем на пилотку танкистов. Орёл серый (образца 1939г.) на чёрном поле. Национальная кокарда на чёрном поле выткана на серой ленте.
Тканый орёл на пилотку танкистов, споротый с сильно поношенной пилотки. Был пришит подвёрнутым трапецией. Из коллекции Аравина И.
Защитный берет бронетанковых войск Вермахта образца 1934г. Из коллекции Фоломешкина С. Всего в старых коллекциях были известны 2 берета, многократно сменивших владельцев.
Тканые имперский орёл и венок с кокардой образца 1934г. 
Комплект эмблем на танковый берет. Белый орёл и венок на чёрном поле. Из коллекции Аравина И.
Обратные стороны тканых эмблем. Орёл и венок спороты с берета.
Неиспользованный комплект тканых эмблем на танковый берет. Имперский орёл образца 1936г. Ранний белый орёл на чёрном фоне имеет свои особенности и можно практически с одного взгляда сказать, когда он был выпущен -  ранее 1936г. или позднее...
Обратные стороны тканых эмблем. Ранние орлы, что для армейских головных уборов, что на береты танкистов - относительная редкость.
Неиспользованный комплект тканых эмблем на танковый берет, вероятно, образца 1939г. Белый цвет заменен на серый, но комплект выпущен тем же производителем, что и ранние, "белые" эмблемы.
Обратные стороны тканых эмблем. На производстве просто поменяли белую нитку на серую.
Редкий вышитый имперский орёл для пилоток танкистов. Серая вышивка на чёрном сукне. Обратная сторона заклеена плотной чёрной материей.
Редкий имперский орёл ручной вышивки на офицерскую танковую пилотку образца 1938г. Ручная вышивка алюминиевой канителью и мишурой на чёрном сукне.
Обратная сторона усиленного плотной тканью сукна заклеена тонкой чёрной бумагой.
Горное  кепи горно-стрелковых войск Вермахта образца 1936г. Из коллекции Аравина И.
Тканая комбинированная Т-образная эмблема для кепи горно-стрелковых войск - светло-серый имперский орёл и национальная кокарда на специфичном "бутылочного" зелёного цвета поле. Пожалуй, это единственное горное кепи в в старых коллекциях, которые я видел или о которых слышал...
Солдатская пилотка образца 1942г. Сутаж с пилоток старого образца было предписано удалить, но предписание редко выполнялось. Из коллекции Аравина И.
Комбинированная тканая Т-образная эмблема для пилотки образца 1942г. по образцу эмблем на горное кепи, но в тонах армейских эмблем образца 1940г. - светло-серый орёл и кокарда на сером поле.
Неиспользованная комбинированная эмблема для пилоток образца 1942г.
Обратная сторона тканой эмблемы. Петли разворот серой нити фиксируются не нитками основы или утка поля, а на специальных толстых продольных нитях по краям эмблемы.
Комбинированная тканая Т-образная эмблема, споротая с армейской пилотки образца 1942г.
Пилотка нижних чинов броне-танковых войск образца 1942г. Из коллекции Фоломешкина С. Насколько я знаю, в старых коллекциях была в единственном экземпляре.
Т-образная тканая комбинированная эмблема. Серый орёл и национальная кокарда на чёрном поле.
Старое фото одного из владельцев берета и пилотки М42. Предметы несколько раз переходили из рук в руки.
Армейское кепи образца 1943г. Из коллекции Аравина И. Редкий зверь в старых российских коллекциях!
Комбинированная Т-образная эмблема подвёрнута трапецией. Позднее для кепи М43 была разработана комбинированная эмблема на трапеци-образном тканом поле.
Неиспользованная тканая комбинированная "трапеция" образца 1943г. Эмблема в тонах 1940г. - серый орёл и кокарда на сером-же фоне.
Обратная сторона тканой эмблемы - трапеции с характерными прихватами продольных цветных ниток утка кокарды нитями основы.
Трапеция образца 1943г. производства BeVo, споротая с кепи. Из коллекции Аравина И.
Трапеция на кепи в офицерском качестве. Нить серого и белого цветов заменёны алюминиевой мишурой.
Обратная сторона офицерской трапеции на кепи М43.
Чёрное кепи образца 1943г. для броне-танковых войск. Единственное кепи в известных мне старых российских коллекциях. Из коллекции Фоломешкина С.
На кепи из чёрного сукна с одной утраченной пуговицей пришиты имперский орёл образца 1934г. и национальная кокарда на чёрном фоне. 
Неиспользованная трапеция для кепи танкистов Вермахта. Серый орёл и национальная кокарда на чёрном фоне.
Обратная сторона тканой эмблемы с характерными прихваченными нитями основы продольными цветными нитками утка кокарды.
Предположительно, редкая трапеция на генеральское армейское кепи. Имперский орёл и белое поле национальной кокарды вытканы золотистой мишурой на тёмно-зелёном поле.
Обратная сторона тканой эмблемы с характерным для трапеций способом плетения нитей жаккарда.
Два примера вышитых трапеций на кепи. Машинная вышивка на плотной ткани различных оттенков серого.
На обратной стороне правой эмблемы использованы дешёвые светлые нитки. Периметр эмблем обозначен тонкой вышитой чертой.

Матерчатые эмблемы на головные уборы Кригсмарине.

Комплект тканых эмблем на синюю пилотку Кригсмарине. Имперский орёл жёлтого цвета и национальная кокарда на тёмно-синем поле.
Комплект тканых эмблем на белую пилотку Кригсмарине. Имперский орёл синего цвета и национальная кокарда на белом поле.
Комплект тканых эмблем на серую пилотку береговой артиллерии Кригсмарине. Имперский орёл жёлтого цвета и национальная кокарда на тёмно-зелёном поле.
Комплект тканых эмблем образца 1940г. на серую пилотку береговой артиллерии Кригсмарине. Имперский орёл жёлтого цвета и национальная кокарда на сером поле.
Тканый имперский орёл на головные уборы тропической формы Кригсмарине. Серо-голубой орёл на коричневом поле. Аналогичный орёл, но серого цвета, шёл на тропичекие армейские головные уборы. Тропические орлы у нас всегда были редкими...
Стандартный вышитый вручную нитками в золотистой целлулоидной оплётке комплект эмблем на синюю фуражку офицеров Кригсмарине. Вышивка золотой металлической канителью быстро теряет приличный вид из-за влажности и брызг морской воды. Вышивка на тёмно-синем сукне.
Вышитый венок с кокардой на синюю фуражку нижних чинов административных служб Кригсмарине. Эмблема на тёмно-синем сукне.
Вручную вышитый алюминиевой канителью венок с кокардой на синюю фуражку офицера административных служб Кригсмарине. Эмблема на тёмно-синем сукне.
Вышитый на сером сукне венок с кокардой на фуражку нижних чинов береговой артиллерии Кригсмарине.
Вручную вышитый алюминиевой канителью венок с кокардой на фуражку офицера береговых административных служб Кригсмарине. Эмблема на сером сукне.
Очень редкий венок с кокардой и крестом на фуражку капеллана Кригсмарине. Эмблема образца 1938г. Ручная вышивка алюминиевой канителью на тёмно-синем сукне.
Все венки для фуражек Кригсмарине, вышитые на сукне, с обратной стороны защищались приклеенной плотной синей или чёрной тканью или  чёрной тонкой бумагой. Для придания выпуклости под защиту часто подкладывались круги из фибры или подобного материала.

Матерчатые эмблемы на головные уборы Люфтваффе.

Вышитый комплект эмблем на пилотки нижних чинов Люфтваффе. Все эмблемы вышивались на серо-голубом сукне для униформы Люфтваффе.
Машинная вышивка орла с обратной стороны защищена приклеенной плотной чёрной тканью. С обратной стороны вышитой национальной кокарды использованы дешёвые светлые нитки.
Споротый со старой пилотки вышитый орёл Люфтваффе на серо-голубом сукне.
На обратной зеркальной стороне орла использованы более дешёвые светлые некрашеные нитки.
Вручную вышитые алюминиевой канителью орёл и кокарда на офицерские головные уборы Люфтваффе.
Крылатый венок с национальной кокардой на фуражки офицеров Люфтваффе. Ручная вышивка алюминиевой канителью на чёрном сукне. Обратная сторона усилена светлой плотной тканью и заклеена белой бумагой. Из коллекции Аравина И.
Крылатые венок с национальной кокардой на фуражки генералов Люфтваффе. Вышитая вручную нитками в золотистой целлулоидной оплётке на чёрном сукне. Обратная сторона усилена плотной чёрной тканью и заклеена белой бумагой. Из коллекции Аравина И.
Венки с национальными кокардами на эмблемах околышей фуражек офицеров и генералов Люфтваффе.

     Ну, вот, пожалуй, и всё, что в основном имеется по вышитым и тканым эмблемам Вермахта. Визуального материала из старых коллекций накоплено немало, но он весь размещён в так и не увидевшей свет книге "Вермахт. Армия. Облик", оставшейся собственностью издателя...
     Поделки. Подделок вышитых эмблем просто море! И если вышито на родной ткани родными нитками, то кто мне скажет критерий определения их подлинности? Только и только личный опыт и чуйка... Тканых поддельных эмблем становится всё больше. Некоторые старые подделки уже стали "хрестоматийными" оригиналами. Несколько примеров из последних десятилетий.

Фрагмент тканой ленты с парой неразрезанных имперских орлов М36 на чёрном поле для танковых пилоток. Технологически всё выполнено почти правильно. Синтетика присутствует только в нитях основы ленты, и если пришить орла на место и засалить, то распознать подделку, не зная именно этот образец, станет просто нереально. На обратной стороне характерные для этого изготовителя тканых подделок хребты петель ниток утка поля за периметром эмблем. В ультра-фиолетовом свете не люминесцирует. Характерные признаки выделены кругами. На Вернисаж подделки привозили с Украины, где они по легенде появлялись из США. Для своих продавались по 10$.
Подделка танкового орла крупнее. Характерная голова, рисунок листьев венка и его форма. Ряд выпущенных ниток утка фона над верхней линией крыльев. Само качество ниток и их укладка в жаккарде довольно далеки от вискозных оригиналов.
Т-образная тканая эмблема на танковую пилотку М42. То, что орёл белого цвета на эмблеме образца 1942-го года, специалисту больше ничего смотреть и не надо! Но мы всё же посмотрим. Левой крыло длиннее правого! Нитки не подобающего качества. Отвратительная геометрия венка... Даже если пришить на пилотку, за оригинал никак не пойдёт.
На обратной стороне характерные признаки этого изготовителя подделок тканых эмблем  на танковые головные уборы, видимые с первого взгляда: хребты за периметром поля эмблемы и белые засечки на крыльях...
Подделка в ультра-фиолетовом свете. Белая нитка жаккарда просто "горит"!
Неразрезанная лента с этими подделками  тканых Т-образных танковых эмблем на одном из европейских аукционов.
Лицевая и обратная стороны подделки со всеми характерными признаками! Но, ещё раз повторю, эмблемы в такой расцветке просто не существовало...
Поддельная офицерская Т-образная тканая эмблема на пилотки танкистов. Все "родовые признаки" этого изготовителя, как говорится, налицо! См. предыдущую позицию.
Всё тоже. что и прежде! Почерк выдаёт своего хозяина...
Подделка в ультра-фиолете. Снова "горящая" белая нитка...
Офицерский орёл на танковую пилотку. Изготовитель тот же со всеми своими "гемороями"...
На обратной стороне всё это видно просто мгновенно...
Комплект на "генеральскую фуражку" из одного европейского магазина. Тканые эмблемы выполнены технологически верно, но просто подумаем, имеют ли он право на существование? Золотые эмблемы на генеральские фуражки были введены только в  ноябре 1942-го. До этого их фуражки отличались от офицерских только золотой выпушкой. Данный комплект явно выполнен на "мятую" полевую фуражку старого образца, заменённого генералам на пилотку в октябре 1939-го. В таком случае, до "золотого" исполнения этих эмблем фуражки были отменены как три года! Сомневаюсь, что на фирме запросили несколько комплектов для "мятых" полевых фуражек особых генералов-франтов... И они их сделали... Так можно оправдать любые фантазии и "неустваняк". А что? Спецзаказ! С венком всё понятно, но может быть орёл? Появление его в паре с венком, явно с одного станка, просто убивает призрачную надежду на его существование в короткий промежуток с ноября 1942г. по июнь 1943г., когда ввели золотые эмблемы для генералов и с пилоток "перескочили" на единый мюнц (кепи)... Включая генералов... Опять же приказы. Лично я не нашёл упоминаний про "золото" для генеральских пилоток. А продаются эти "редкости" отнюдь не по двадцатке зелёных...

© Ульянов В. 2017