Меню

Испанцы - привет из шестидесятых. 
Частица наследия Рудольфа Суваля.
     
     Оба "испанца" с мечами, в серебре и в золоте, попали ко мне в начале девяностых из разных источников, но, по видимому, из одной раздербаненной старой коллекции. Уж очень хотелось такие эффектные кресты! Насколько я знал, на тот момент в московских коллекциях, которые я видел и в тех, о которых я только слышал, испанских крестов не было. Фигурировал виртуально один искалеченный аж с брюлами, но оказалось впоследствии - был выменян на фуфло у фуфельщиков-же на слёте в Риге... До сих пор, наверно, где-то бродит. Если учесть практически полное отсутствие источников информации, особенно с изображениями артефактов, пригодными для какой-никакой идентификации и качество, с которым эти кресты были изготовлены - воспринимались они современными своей эпохе, сиречь - аутентичными. На одном из фото в наконец-то просочившемся на Верник каталоге Формана похожий крест (с орлами старой формы) присутствовал, и то, что он якобы из коллекции Клитманна - добавляло уверенности в их реальном существовании. Такие интересные были времена. Только "мануальность", да какие-то слухи и мнения часто заинтересованных в продажах лиц. Кресты были на "всяк пож." показаны "известному знатоку" на Вернисаже и он припомнил, что видел подобный без таблетки со свастикой и вроде под ней даже было название фирмы. Хорошо. Таблетки отрывать я не стал. Положил в коллекцию и, типа решил - подсоберу-ка я испанцев. Первый раз в объединённую уже к тому времени Германию я выехал осенью 95-го, с приличной котлеткой немецких марок в надежде разжиться "брошками" на их исторической родине. "Путеводителем" по дилерам служил с большим трудом добытый знакомыми каталог Хюскена с рекламой этих дилеров. Германию прошерстил от Мюнхена до Гамбурга, посетив все "злачные" и не очень места (это путешествие заслуживает отдельного рассказа - просто про жизнь), но желаемых испанцев что-то не попалось. Заодно стало понятно, почему фирмА ломится к нам за Рейхом - его хоть и не так густо, зато порой офигенно недорого! В СКВ - особенно... Короче, с испанцами не свезло, впрочем, как и со всем остальным, зато затарился несколькими книжками, журнальчиками BDOS и каталогами, которые тогда редко были масштабнее карманного формата. Но после штудирования мутных чёрно-белых картинок и почти бесполезного в "определении оригинальности" текста - стали закрадываться смутные сомнения и подозрения, подкрепить которые никакими сравнениями не получалось, так как сравнивать было не с чем.
     Потом появился интернет. Интернета в ту пору было мало, а испанцев в нём ещё меньше. И если они были, то стоили вполне ничего себе так. За исключением уж совсем "левайса", все как один с орлами второго образца. Но времени "чесать репу" всё ещё оставалось достаточно.
    И время шло. Книжек стало больше, интернету прибавилось. Торгашей в нём тоже. И к сегодня испанцев в нём стало как грязи. Да и с этими моими "старичками" к этому времени стало всё понятно, не смотря на то, что в бурных сетевых потоках такие кресты не то что встречались нечасто, а можно сказать были настоящими "рариками". Днями и ночами я в интернете не зависал, но лет за двадцать встретил подобную продукцию только один раз. У какого-то американского торговца по космической цене... 

Фото креста с орлами образца 1935-го года из каталога Формана (Adrian Forman - Forman's Guide To Third Reich German Awards... And Their Values). По слухам, гулявшим тогда в среде собирателей наград Рейха, Форман "унаследовал" фотоколлекцию Клитманна. Но... На каких фото были оригинальные награды, а на каких фуфло - Клитманном указано не было. Некоторые считали, что фото на чёрном фоне - фуфло... Так или иначе, в каталог этот крест попал, и сделан он по сравнению с нижерассмотренными, по моему мнению, просто отвратительно!
В книге Элсби (Cristopher Ailsby - Combat medals of the Third Reich) представлен "вдовий" крест на колодке с орлами старой формы. На гладкой обратной стороне стоит LDO-клеймо Юнкера и ниже почему-то название фирмы Годе и сыновья... Подобный крест также на колодке, но без стрёмной обратной стороны показывает в своей книге и Анголия (John R. Angolia - For Futher and Fatherland), хотя по его же словам, его книги не являются пособием для определения оригинальности наград, что и было наглядно показано в статье об Олимпийских крестах... В описании - крест из бронзированного серебра с отдельными орлами и гладкой обратной стороной с пробой серебра по центру.

     Итак, что имеем из книжек и печати того времени? Фото в учредительной статье в сборнике имперских указов 1939-го года,  иллюстрации из Uniformen-Markt, открытка, да пара картинок из книги Дёле. Везде орлы второго образца. Об орлах 1935-го года к тому времени все художники, вероятно, уже забыли. Да и сам крест учреждён гораздо позднее перехода на новую эмблему Люфтваффе (1937г.).

Кресты с мечами и "вдовий" крест из сборника имперских указов и журнала Uniformen-Markt. 
Орлы, как и положено по времени учреждения - окончательного второго образца.

Испанец в золоте с мечами и бриллиантами и "вдовий" крест из книги Дёле. Орлы образца 1937-го года...

Почтовая открытка  с изображением испанского креста с мечами.

    Так откуда появились кресты со старыми орлами-креветками с поджатыми хвостами? Если бы это было "коленочное" исполнение, литое копеечное рукоблудие для незадачливых новичков - это одно дело. Но выполнены они "с нуля" на высшем уровне из  правильных материалов и технологически совершенно корректно ! Кроме этих крестов, на таком уровне выполнено ещё несколько редких наград, ВСЕГДА имеющих отличия в дизайне, тогда и теперь видимые с первого взгляда любому мало-мало "продвинутому". Была выдвинута версия об их производстве во временена Рейха для экспонирования в витринах, коллекциях или музеях. Имело бы право на жизнь, если бы некоторые репродукции не имели маркировок известных фирм, как в случае с этой парой идентичных крестов, несущих поддельные клейма разных производителей.

Фото из старого каталога всякой-разной немецкой милитарии для продажи в Америке.  Предположительно конца 60-х, начала 70-х годов. Крест с мечами во всех трёх классах. Скорее всего - это они и есть! Каталог однако, содержит не только поддельные или фантазийные вещи, но и массовые изделия, скорее всего оригинальные, потому-что можно обоснованно сомневаться в производстве, например, значков WHV или "дневных" значков, выпущенных миллиоными тиражами и относительно дешёвых по сей день. Если, конечно, станки не работали ещё многие годы после Победы над фашистами...
 Ещё одна достаточно редкая и дорогая награда, речь о которой шла в предыдущей статье об Олимпийских крестах.
Качество их исполнения говорит само за себя. Я думаю, что и многое из каталога изготовлено отнюдь не из свинца..
Газетное интервью с Людвигом Умлауфом, доверенным лицом фирмы Рудольф Суваль, с ностальгией вспоминающим "золотые шестидесятые" когда Железные кресты поставлялись в США партиями от 1000-и штук и до 50000 качественных репродукций нацистских наград ежегодно. То, что это было не коленочное производство на фирме с более чем столетней историей, видно по фото изготовления Гросскройцев (Больших Железных крестов)! Буквально через пару кварталов расположена фирма Карл Зидер и Ко., производящая шитые знаки различия всех видов, кроме металлических. На правом фото в статье часть её продукции представляет шеф фирмы Герхард Нэер, включая редкую ленту Метц 1944 на переднем плане... Кстати, то, что Курляндия левая, видно даже на этом мутном фото. Думаю, оригинала для копирования они в то время ещё не имели. Курляндия была самой редкой и дорогой манжетной лентой вплоть до истории, описанной мною в книге!
Фото Испанского креста с бриллиантами из статьи. Судя по характерным орлам старой формы - и нижеприведённые кресты, возможно, продукция Рудольфа Суваля...

    Дальше я подробно покажу эту пару. Детально. Я их не пытался сравнивать с другими крестами, считающихся оригинальными. Кому интересно, может поискать возможные совпадения в деталях каких-то крестов, гуляющих на рынке, я тратить время не хочу. Шибко подробно брошки описывать не буду. Как говорится - одна картинка стоит тысячи слов...
     Оба креста отштампованы из латуни. Натуральное золочение и серебрение. Кресты с мечами имеют полусферическую форму, заданную при штамповке. Игла застёжки на серебряном отсутствует. По качеству работы гравёра и производства эти кресты если не лучше, то и не уступают крестам Юнкера!

Общий вид креста в золоте. Обратная сторона с опущенной и поднятой фигурной иглой заколки.

Полусферический крест в натуральном золочении. Канты креста полированные.

Накладная таблетка с рельефной свастикой.

Полусферической формы штампованные как отдельные детали орлы образца 1935-го года аккуратно припаяны 
за кончики крыльев между лучами креста до его финишной отделки - золочения.

Проработка деталей рукояти мечей. Все рельефные детали имеют чёткие линии! Долы лезвия полукруглые.

 Унитарный шарнир застёжки и широкой фигурной иглой, припаянной за изгиб к его центральному вращающемуся сегменту. 
Крючок застёжки из плоского прутка. Шарнир и крючок припаяны на место и вызолочены вместе со знаком в сборе.

Испанский крест с мечами в серебре. Всё выполнено в соответствии с оригинальной технологией. 
Высочайшее качество работы. Оба креста абсолютно идентичны и различаются только финишной отделкой.

Полусферический крест в натуральном высококачественном серебрении. 
Канты креста полированные.

Накладная таблетка со свастикой на зернёном фоне. 
Очень высокий рельеф свастики и бортиков. Свастика полированная.

Полусферической формы штампованные как отдельные детали орлы образца 1935-го года аккуратно припаяны 
за кончики крыльев между лучами креста до его финишной отделки - серебрения. Орлы абсолютно идентичны орлам на кресте в золоте.

На серебряном кресте один из орлов почему-то второго образца!
Видать, даже не парились, что кто-то обратит внимание или это просто бракованный по недосмотру экземпляр?
Орёл с отличной проработкой, даже лучше, чем у Юнкера...
Сравнивать неохота, но, может быть, использованы орлы для выслужных медалей на колодках.

Качественная проработка деталей на рукоятях мечей с полукруглыми долами на лезвиях
Унитарный высокий шарнир без центрального сегмента с иглой и крючок застёжки из плоского прутка.

Поддельные LDO-клейма без слэшей известных фирм - L56 (Funcke & Brueninghaus) и L12 (C.E. Juncker), поставленные на абсолютно идентичных крестах, выпущенных в одном месте. Если бы кресты считались подлинными, для вас спецы придумали бы душещипательную историю о взаимовыручке и кооперации проклятых капиталистов!

     Кресты сохранил у себя как курьёз и возможность показать качество старых подделок, чтобы люди не расслаблялись, глядя на современное изобилие. Логичный вопрос - если изделия такого качества делали с нарочитыми отличиями от подлинных наград, что могло бы быть (а может быть так оно и есть), попади к их изготовителю (возможно, сразу по окончании войны) оригинальные штампы или если часть корректно выполненных подделок была неклеймёной (варианты, варианты, варианты...)!? Тем более, что сейчас мы можем наблюдать открытую продажу родных штампов значков, знаков и даже редких дорогих наград, имеющих вполне рабочий вид. И это только то, что мы видим... Чего уже не стесняются... Отработанный, так сказать, материал... Сколько всего легализовано с тех пор...

Группа штампов с продаж на аукционе Германн Хисторика. Многие пуансоны можно использовать как переводники для давки матриц. Обратите внимание на полированные штампы, один из которых редкий почётный знак Гау Тюрингия, ржавая матрица которого присутствует в группе. Тогда с какой целью полировали пуансон? Чтобы изготовить новую матрицу взамен пришедшей в негодность? Да и сам знак перестал быть редкостью и появился изготовленным не только в серебре, но и из латуни... 
И это отнюдь не единичная продажа!

     Я много лет потратил на то, чтобы посетить как можно больше федеральных архивов и музеев, где многое хранится и даже порой не разобрано с конца войны. Очень трудно получить разрешение на то, чтобы отснять этот материал, порой даже безо всяких условий для приличной съёмки. Фотоколлекция артефактов из федеральных фондов - возможно, единственный источник для сравнения и установления  подлинности того, что находится на руках. Основаная база была сформирована в 2003-м году. К тому моменту я уже окончательно определился со своим подходом к собирательству и покупать то, что можно приобрести в любое время, перестал (поэтому и Испанцев у меня нет). Практически всё по фалеристике Рейха я разместил в последних изданиях своих книг. Всё, что я мог в меру своих сил увидеть и сфотографировать - я увидел и сфотографировал, и для меня этот вопрос закрыт. Ну, а теперь каждый может сам увидеть и сравнить предметы, доступ к которым для многих по разным причинам невозможен... Удачи!

© Ульянов В. 2018