Меню

Ручная вышивка канителью и металлизированными нитями.    

Как дополнение к "Шитому Рейху"


    Многие знаки различия и даже некоторые награды вышивались вручную канителью и металлизированными нитями. Обычно это знаки различия для офицерского состава или на парадную униформу. До 1935г. использовались материалы из цветных металлов и натуральное серебрение или золочение. После перешли на более дешевый алюминий, натурального цвета или анодированный в золотой, а в 1942г. для вышивки золотого цвета стали использовать нитки в оплётке из жёлтой целлулоидной пленки.
    Для ручной вышивки применялись следующие материалы:
    1. Канитель. Тонкая проволока различного сечения, свитая в спираль. Канитель пришивается вприкреп на материал основы не протыкая ее насквозь. При этом в отрезанный по нужному размеру кусочек канители продевается нить, соответствующая цвету канители, чтобы не контрастировать при изломе или износе. Во втором случае кусочки канители пришиваются поперечными стежками, часто спрятанными в самой канители. Канитель может быть навита из проволоки различного сечения, включая и плоскую ленту, так называемую плющенку. С помощью канители на вышивке создается эффект равномерно матового (при применении канители навитой из тонкой проволоки - "мягкой" канители) или равномерно блестящего (при применении канители, навитой из толстой проволоки - "жесткой" канители, или плющенки) поля или элемента.
    2. Мишура. Основная металлизированная нить для всех видов вышивки. Плющенка, навитая на основную нить. Цвет нити должен соответствовать цвету плющенки, чтобы не контрастировать между витками плющенки. При вышивке мишурой материал основы протыкается насквозь, как и обычными нитками. Из мишуры вьются шнуры, используемые в вышивке. Тонкая мишура применяется при машинной вышивке. Создает на вышивке блестящие, "монолитные" поля или элементы.
    При ручной вышивке мишурой протяженные элементы вышиваются косыми стежками, чтобы минимально "заламывать" нить на контурах. Вышивка мишурой выполняется всегда очень тщательно, стежки кладут ровно, протыкая материал максимально возможно по одной линии. "Пила" на элементах, вышитых мишурой, в подавляющем большинстве случаев - признак низкопрофессиональной подделки.
    3. Трунцал. Ребристая канитель из плющенки, создающая "мерцающий" эффект на вышитых им элементах.
    4. Довольно редко использовалась вышивка элементов прядью - плющенкой, свитой с другой нитью, когда плющенка и нить как бы чередуются по её длине.
     5. Лекала. Для придания вышивке рельефа, а позднее для достижения однообразия эмблем, при ручной вышивке применялись картонные лекала. Были даже специализированные фирмы, поставляющие лекала для производителей шитой символики как партийных организаций и Вермахта, так и SS. Как и машинные вышивки, исполненные по утвержденным эскизам и рассылаемым производителям "синькам", ручная вышивка стандартных, поставляемых госструктурам или войскам эмблем, в подавляющем своем большинстве выполнялась по таким единообразным лекалам. Благодаря такому подходу к унификации шитых эмблем, появилась возможность отличать образцы, изготовленные в частном порядке и поставляемые централизованно. "Лекальный" вариант шитой эмблемы всегда предпочтительнее в коллекции, чем изготовленный индивидуально, но и в большинстве случаев дороже. Аутентичноcть "частной" работы, если выполнена профессионально и из "родных" материалов, зачастую установить просто невозможно. Особенно это касается дорогих "персоналий"...

Ручная вышивка металлизированными нитями. Металл - алюминий.
На лицевой стороне:
1 - Канитель, 
2 - Мишура,
3 - Трунцал.
На обратной стороне:
1,3 - нитки, которыми впрекреп пришита канитель и трунцал,
2 - Сквозная вышивка мишурой.
2 - Вышивка алюминиевой мишурой,
3 - Прожилки листьев и шляпки желудей вышиты алюминиевым трунцалом. Хорошо видно, как трунцал осыпался на прожилках листьев.

1 - Вышивка элементов канителью из круглой проволоки. Алюминий.
1a - Канитель из алюминиевой плющенки.
2 - Вышивка алюминиевой мишурой.
Ручная вышивка до 1935-го года посеребренной канителью из белого металла.
1 - Канитель из различной в сечении ленты.

Вышивка золотистой мишурой.
2 - Мишура на нити желтого цвета,
2а - Различные виды шнуров из золотистой мишуры для отделки вышивки .
   
    Как правило, ручная вышивка эмблем исключительно редко выполняется из одного вида нитей. Такая вышивка выглядит плоско. Чем "презентабельнее" знак различия, тем больше металлизированных нитей используется при его вышивании.
1 - Канитель из круглой алюминиевой проволоки,
1a - Канитель из полукруглой ленты,
1b - Канитель из плющенки,
2a - Витой шнур из алюминиевой мишуры,
3 - Алюминиевый трунцал.

Вариант вышивки больших полей на эмблеме штандарта Вермахта алюминиевой мишурой, уложенной в контуры и прихваченной периодическими стежками белых шелковых ниток.



Золотая свастика на полотнище. Обшитое золотистой мишурой картонное лекало, видимое в промежутках между нитями.

Вышивка золотой канителью (1), золотым трунцалом (2) и тонкой золотистой мишурой (3).


Тело и голова орла сформированы из пришитых параллельно витых шнуров из золотой мишуры. Для объёма под вышивку подложен мягкий материал.


Генеральская эмблема на фуражку Люфтваффе вышита мишурой и шнурами в целлулоидной оплётке.


© Ульянов В. 2014