Меню

Прощай, золото!

     Позолота на знаки из кригсметалла, основой которого был недорогой цинк, наносилась двумя способами - гальванически наносилось натуральное золото, сохраняющее свой естественный цвет и блеск, или изделие покрывалось золотистым лаком, в зависимости от качества темнеющего порой до цвета бронзы. Именно у изделий с золотистым лаковым покрытием со временем так трудно различить золотую и бронзовые степени. И если лаковое покрытие, даже темнеющее со временем, всё-таки сохраняется, с натуральным золочением всё обстоит иначе. И даже хуже.
     Хранитель фонда наград одного из федеральных источников с тревогой говорила и показывала мне знаки за ранения в золоте, про которые в старых документах говорится, что они именно в золоте, а на деле оказывается - вся масса знаков чисто-серого цвета. Цвета обычного цинка. Золотое гальваническое покрытие внешне ушло бесследно. Лишь элементы застёжек из цветного металла сохранили яркую качественную позолоту. Причём знаки в серебре того же выпуска потемнели, но опять-же, сохранили различимый слой покрытия, на элементах застёжек - яркий и свежий. Натуральное гальваническое серебрение на знаках из кригсметалла, по моим наблюдениям, сохраняется не в пример лучше, чем позолота. Вероятно, сказывается большая разница в цене металла,  соответственно, и в толщине нанесённого его слоя. Очевидно, золото наносится только для придания цвета, тончайшим слоем, по всей видимости, подверженном диффузии, и с годами, с истончением слоя, процесс идет гораздо более быстрыми темпами! Слой серебра наносится более щедро и со временем, если не под лаком, сильно темнеет, но явно виден под увеличением и определяется проборами. На некоторых предметах из кригсметалла, тех же наградах, иногда позолота сохраняется отлично, что, наверно, определено её толщиной. Поэтому награды из кригсметалла, в силу особенности технологического процесса, возможно даже разового, сохранившие натуральную позолоту - довольно большая редкость.
     Есть возможность реально посмотреть, как уходит позолота на классическом исполнении Наград для восточных народов первого класса в золоте производства Wachtler & Lange (100). Знаки изготовлены из кригсметалла в натуральной позолоте (приборные исследования) и опубликованы в моей книге "Предатели. Облик." в состоянии на 2007г. Все знаки хранились при постоянной температуре в абсолютно сухом помещении в родных коробках и в полиэтиленовых пакетах. На сериях первый снимок сделан в 1996-м году, второй - в 2007-м и третий - сегодня, в 2018-м. То есть, практически с десятилетним шагом. Процесс со временем ускоряется.

Награды для восточных народов 1-го класса в золоте За заслуги и За мужество (с мечами).

     Современная химия, да и сам немудрёный процесс нанесения гальванической позолоты позволяют за несколько десятков долларов восстановить её на знаках из кригсметалла заново, и даже никто, тем более новичок в хобби, об этом не догадается, но будет ли тогда знак считаться оригинальным? Вопрос, конечно, риторический. Для себя-же я давно его решил в пользу "первозданности" и никогда бы не стал связываться с такой реставрацией, последствия которой при необходимости нельзя было бы устранить! И лично я ко всем кригсметалльным знакам в "нулёвом" золотом покрытии всегда отношусь очень осторожно и с большим скепсисом! Как бы не было обидно и жалко, они естественно стареют независимо от нашего к ним отношения, и эта видимя старость никак не умаляет их состояния!

© Ульянов В. 2018