Меню

Вышитые и тканые эмблемы.

     При производстве матерчатых эмблем и знаков различия использовались три основных производственных метода - ручная вышивка канителью и мишурой, машинная вышивка и ткачество (будем в дальнейшем процесс называть жаккардом по имени изобретателя).
     С ручной вышивкой мы разобрались в предыдущей статье. Теперь - машинная вышивка. Сам процесс вышивки иглой (без труда отыщите описание в сети) подразумевает наличие двух нитей - игольной, стежками формирующей рисунок на лицевой стороне и челночной, фиксирующей игольную и видимой на обратной стороне вышивки. Челночная нить часто более дешёвая и одноцветная. Иногда с обратной стороны тянущиеся ткани, особенно сукно, "усиливаются" подложкой из более плотной материи или приклеенной рединой. На сукне-же обратная сторона вышивки часто заклеивается тонкой прочной защитной бумагой или тканью. Старый, традиционный процесс, доступный многим производителям и ателье. И самое главное - недорогой! Поэтому, не особо накладно можно было заказать хоть десяток эмблем местного бунда...  Машинная вышивка объявлялась сторонниками жаккарда примитивной, что явно задело старых фабрикантов, придерживающихся привычных методов производства тканевой символики... 

Типичный пример машинной вышивки на сукне. Нарукавная эмблема шофёров Люфтваффе. Разнонаправленные стежки выделяют отдельные детали и придают им рельеф.
Машинная вышивка нагрудного имперского орла для униформы Сухопутный сил Вермахта. На обратной стороне использованы недорогие некрашеные нитки.
Вышивка нарукавной эмблемы летного персонала Люфтваффее серыми нитками на сукне, с обратной стороны усиленном плотной чёрной материей.
Светлые дешёвые нитки на обратной стороне вышивки. Усиливающая ткань приклеена на сукно до начала вышивки, чтобы сукно не тянулось в процессе.
Пример машинной вышивки нарукавной эмблемы морской авиации на тонком плотном хлопчато-бумажном материале, усиленном с обратной стороны рединой.
Тонкая блестящая вискозная нить на лицевой стороне и светлая недорогая на обратной. Все детали вышивки превосходно подчёркнуты разнонаправленными стежками. Редина приклеена на ткань до начала работы.
Пример нарукавной эмблемы акустика зенитной артиллерии Люфтваффе с заклеенной чёрной плотной тканью обратной стороной.
Редкий пример  машинной вышивки раннего нагрудного орла Вермахта серебряной мишурой на тёмно-зелёном сукне. По всей видимости, тонкая мишура в серебряной оплётке достаточно дорогая и подходит не для всех машин, что не позволило использовать такой метод для массового производства. Светлые некрашеные нитки на обратной стороне вышивки.
Надпись и рисунок выполняется одной нитью в непрерывном процессе. Особенно хорошо это видно на манжетный лентах. С лицевой стороны лента готовится для потребителя - пропуски свободной нити между буквами (или отдельными элементами эмблем) отрезаются, а на обратной стороне её можно видеть.
Неотрезаная свободная непрерывная нить между отдельными элементами на петлице Имперских железных дорог, вышитой машинным способом на чёрном сукне.

     Если с ручной и машинной вышивкой более-менее все понятно и название характеризует эти процессы однозначно, то с ткаными эмблемами сложилась немного другая ситуация.  Все тканые эмблемы с чьей-то лёгкой руки стали называть BeVo, по сокращённому названию известного производителя Bandfabrik Ewald VОrsteher - Ленточной фабрики Эвальда Форштеера из Вупперталя. Это всё равно, что называть все автомобили Фордами! Жаккардовые станки стояли на многих фабриках, а BeVo просто одна из крупнейших. На той же BeVo стояли десятки жаккардовых станков и разные артикулы могли производиться на разном оборудовании и по разным программам, поэтому приписывать BeVo какой-то один вид и метод жаккарда для всех лент и эмблем, по меньшей мере - глупо! Разные способы выполнения тканых эмблем и лент можно отследить на продукции, имеющей маркировку BeVo.

Группа тканых эмблем Союза физкультурников NSRL, выполненных разными производителями, включая BeVo.
Обратные стороны абсолютно идентичных эмблем разных производителей, но выполненных на однотипном оборудовании и по одной программе.
Все эмблемы вышиты с использованием одного растиражированного комплекта перфокарт. Это можно обнаружить даже не просто по внешнему виду, а буквально пересчитав количество нитей и выпусков нитей в каждой строке!

     Поэтому, я считаю, гораздо логичнее и правильнее называть такие эмблемы просто ткаными, по процессу. Или жаккардовыми, что в принципе в контексте темы  - одно и то же. От этого и будем плясать. Принцип работы жаккардовых станков и ткаческие термины "основные нити" и "уток" найдёте сами в интернете, иначе статья неприлично разрастётся и я ослепну, как крот...
     Удобство в достижении однообразия эмблем, изготовленных разными производителями, состояло в элементарном тиражировании комплектов перфокарт для однотипного оборудования. Поэтому тканая символика получалась унифицированной. На предприятия поступал утверждённый эскиз в виде "синьки" - тщательно проработанной построчной схеме эмблемы, на основе которой и делались перфокарты для жаккардовых станков. Перфокарт нужно было огромное число (грубо говоря - по карте на каждую отдельную строку тканого изделия, из которых и формируется рисунок), особенно на эмблемы большого размера, которые соединялись в длинную ленту и её протяжка в процессе работы станка требовала просторных помещений, в отличие от вышивальных машин.

Комплекты синек и видимый внизу построчный эскиз для разработки перфокарт тканой символики Гитлер-Югенд - манжетной ленты патрульных отрядов и нарукавного треугольника Южного Вюртемберга.
Эскиз-синька для расчёта расположения тканых эмблем Гитлер-Югенд на ленте.
Синька нарукавной ленты SA Шлагетер. Под синькой видны построчники с рассчитанным расположением нитей для разработки комплекта перфокарт жаккардового станка. Все фото взяты с сайта Питера Дженкинса http://www.ssbw.co.uk/home.php

     В жаккардовом станке эмблемы не выполняются на готовой ленте. Эмблемы ткутся вместе с лентой! Можно даже сказать "плетутся". Переплетение основных (непосредственно лента) и уточных (эмблема на поле или без оного) нитей могут принципиально разниться (зависит от замысла задающего программу их переплетения в перфокартах), отсюда и неоднообразие рисунка нитей на обратной стороне одинаковых тканых эмблем и лент разных производителей. Готовая тканая лента состоит из повторяющихся эмблем и может иметь любую длину. Все цветные или металлизированные уточные нити на ленте - непрерывны по всей её длине.

Тканая лента с эмблемами NSRL. Все эмблемы вытканы одной непрерывной золотисто-жёлтой нитью. Логотип изготовителя BeVo на разделительных линиях между эмблемами. Из фондов ЦМВС.
Непрерывные нити утка - чёрная, красная и белая, по всей длине тканой ленты с эмблемами на головные уборы Гитлер-Югенд.

     Жаккард и машинная вышивка как отличающиеся процессы, выделяются и разрешительной системой, той же RZM. Поэтому тканая лента с надписью, выполненная в одном процессе и представляющая собой единое целое, имеет одну этикетку RZM, а тканая лента с вышитой надписью - две. По одной на каждое отдельное изделие или процесс:  тканая лента + вышивка, выполненные по утверждённому RZM стандарту.

Тканая манжетная лента Фельдгеррнхалле с этикеткой RZM на единое изделие.
Манжетная лента SA Ганс фон Мантойффель с двумя этикетками RZM - на тканую ленту и машинную вышивку на ней.

     Жаккард позволяет выполнить эмблему или саму ленту и из металлизированной нити! Это одно из его главных преимуществ, потому что на машинах металлизированными нитями не вышивали (исключения редчайшие). Только добрая верная ручная вышивка -  дорогостоящая и трудоёмкая.
Самая ранняя манжетная лента "Великая Германия", упомянутая даже в диспуте о перспективах тканых эмблем в Uniformen-Markt! Манжетные ленты, тканые таким способом, можно пересчитать по пальцам.
Фрагмент тканой офицерской манжетной ленты TeNo, выполненной способом со сплошной алюминиевой мишурой, поперечными рядами расположенной по всей её длине. Расход довольно дорогой мишуры огромен, поэтому и способ этот использован только на первых порах. Вероятно, после 1940-го года от него полностью отказались... Алюминиевая мишура, выпущенная на лицевую сторону, периодически перехватывается  продольной черной нитью основы ленты. Возвращаясь, мишура на краях создает бордюры ленты.
Манжетная лента младшего персонала TeNo, тканая таким же способом, но с использованием серой вискозной нити вместо мишуры.
Другой, довольно распространённый для ранних и дорогих тканых манжетных лент способ жаккарда. Снимаю шляпу перед немецкой сметливостью! За многие годы я даже не удосужился проверить, как крепится защитная тонкая ткань на обратной стороне ленты! На ощупь она явно отдельная и на первый взгляд выглядит прихваченной по краям алюминиевой мишурой. Но при внимательном изучении оказалось, что это совершенно не так!
По обратной стороне при плетении ленты пропущены продольные светлые нити, периодически прихватывающие на лицевой стороне выпущенные длинные сегменты алюминиевой мишуры, формирующие буквы. Мишура вступает в процесс только на стадии формирования букв надписи. В ткань введены поперечная синяя и продольная черная тонкие  нити для создания позади букв ещё одного ОТДЕЛЬНОГО защитного слоя ткани! И этот слой - одно целое с тканой лентой! Нити утка - тёмно-синяя для фона ленты и синяя для бордюров.
Ещё один способ жаккарда для тканых манжетных лент с надписью из алюминиевой мишуры. Нити утка - светло-коричневая для фона ленты и серебристо-серая для бордюров. Аналогично предыдущему способу плетения, мишура вступает в процесс на линии начала формирования букв надписи, до этого будучи просто свободно выпущенной и изредка прихваченной на обратной стороне. На лицевой и обратной стороне длинные сегменты мишуры периодически перехватываются продольными светлыми дополнительными нитями. Тканый защитный слой надписи на обратной стороне ленты отсутствует. Если отталкиваться от времени введения манжетных лент, можно предположить, что такие тканые ленты просто лишились защитного слоя на обратной стороне надписи в целях экономии или упрощения процесса...
Увеличенный фрагмент тканой манжетной ленты Фельдгеррнхалле в начале вывода алюминиевой мишуры на лицевую сторону. Светлые продольные дополнительные нити периодически перехвачены нитями утка, что создаёт вариант рисунка "соль и перец" на обратной стороне ленты.
Манжетная лента роты пропаганды, тканая алюминиевой мишурой на чёрном.
Обратная сторона ленты с надписью, тканой в одну нить. После разрезания ленты на полосы определённой длины, отрезана и мишура, тянущаяся вдоль ленты.
Самый простой способ жаккарда с алюминиевой мишурой - в нужных местах мишура выпущена на лицевую сторону и периодически перехвачена ниткой утка ленты. Места перехвата всегда расположены на "рубчике" ленты.
Тканая манжетная лента персонала службы предупреждения Люфтшутц. Надпись, тканая в одну светлую вискозную нить.  На обратной стороне нить, тянущаяся по всей длине ленты отрезана.
Метод жаккарда абсолютно идентичен предыдущей ленте с надписью из алюминиевой мишуры. Для подобных лент используется один комплект перфокарт. В процесс можно вводить любые нити и менять их качество или цвет.

     Пара-тройка технических аспектов тканых эмблем. О них иногда спрашивают начинающие, но я редко слышал внятные объяснения даже от "зубров"...
     Зачем нужно тканое поле для эмблем? Уже с 1934г. художники первыми оценили потенциал тканых эмблем. И начали разработку эскизов с учётом пожеланий конечных потребителей - Вермахта, спортивных и политических организаций, имеющих свою униформу и знаки различия. Конечно же, одно из первых - удобство при пришивании. Практически все знаки различия и эмблемы разработаны на геометрически относительно правильном поле, что значительно облегчает работу "не кутюрье". Тонкий материал тканой эмблемы элементарно подгибали по границе тканого поля и пришивали вручную незаметными стежками через край, или по периметру на машинке, иногда зигзагом. 

Тканый нагрудный имперский орёл Армии Вермахта образца 1944г. на треугольном поле. Подобный орёл был выпущен фирмой BeVo намного раньше, но в Вермахте на такую форму поля перешли практически в конце войны.
Орёл с подвёрнутыми для пришивания краями. На одном краю тканый логотип производителя - BeVo из Вупперталя.

      Один из интересных примеров. Нагрудный орёл Люфтваффе с сложным для пришивания периметром. По всей видимости, вместе с первыми ткаными нагрудными орлами Вермахта, предположительно в 1934-м году, была выпущена и партия орлов Люфтваффе разных оттенков на синем поле и даже металлизированная версия для парадного мундира. Но поле просто повторяло сложную конфигурация летящего орла и облегчения при подворачивании и пришивании на форму это, естественно, не принесло. Гораздо удобнее оказалась готовая вышитая эмблема на сукне и партия тканых орлов оказалась не у дел!

Становится понятно, почему тканый орёл с таким полем не пошёл в серию. Попробуйте вырезать и подвернуть аккуратно перед пришиванием! Люфтваффе остановились на вышитом на сукне варианте, который просто по краю пришивался на униформу...
Тот же ранний вариант тканого нагрудного орла Люфтваффе для парадного мундира в исполнении из алюминиевой мишуры. Как и ранние армейские мундирные орлы поставлялся в готовом виде - уже пришитый на сукно.

     Я бы советовал с особой осторожностью относится к тканым эмблемам без тканого-же поля. Исключения, конечно, должны быть, и на мой взгляд - есть, но всё же они крайне немногочисленны и только подтверждают правило!

Очень редкий ранний вариант имперского орла, тканый без поля для подгибания. Представляю, сколько нужно было намучаться, чтобы пристойно пришить его на форму или ещё куда-либо.
     Что за "чёрные точки" на цветных эмблемах? Крепление нитей рисунка на лицевой стороне. На тканых эмблемах основные нити или нити утка поля эмблемы, перпендикулярные нитям утка рисунка периодически выпускаются на лицевую сторону эмблемы, перехватывая и закрепляя длинные участки нитей, формирующих рисунок. Поэтому на лицевой стороне не особо "престижных", скажем так, эмблем можно видеть наклонные ряды из "точек" основных нитей цвета ленты или нитей утка поля эмблемы. На обратной стороне таких эмблем участки нитей утка, не участвующих в рисунке на лицевой стороне, просто свободно выпущены и закреплены в местах "разворота" нитей в обратном направлении. Закрепляющие их в этом положении нити основы тоже периодически с повтором смещаются и образуют своеобразный хребет, вовсе не одинаковый для эмблем, выпущенных разными производителями. Это просто технологическая особенность. Так же всё будет выглядеть, если одну нить заменить металлизированной. Если эмблема или лента вытканы в одну нить, вискозную или металлизированную, то на обратной стороне получится "негативное" изображение с тёмными участками на месте нити утка, выпущенной на лицевую сторону и "светлыми" участками из свободно выпущенных нитей утка, на данном участке не участвующими в формировании изображения. Если всё это рассмотреть внимательно, "химия" процесса становится совершенно понятной!

Точки перехвата нитками утка ленты выпущенной на лицевую сторону золотистой мишуры. Расположены в шахматном порядке по рубчику ткани ленты. Если заказчик был не против, это самый экономичный способ жаккарда лент такого типа.
Вариант жаккарда на нарукавной эмблеме RAD для офицерского состава. Чтобы не портить лопату чёрной ниткой утка поля эмблемы, тканой алюминиевой мишурой, в жаккард введены продольные светлые нити для фиксации мишуры на лицевой стороне.  Красная нить букв и цифр периодически перехвачена чёрной ниткой утка поля. На эмблеме для младшего персонала алюминиевая мишура просто заменена толстой белой нитью.
Обратные стороны нарукавных эмблем RAD для младшего и офицерского состава. Одинаковые эмблемы ткутся по одной программе, просто белая нить меняется на алюминиевую мишуру.
Тканая нарукавная повязка руководителей RAD. Жаккард самого простого способа с эмблемой, тканой в одну нить алюминиевой мишуры и бордюрами, ткаными каждый своей продольной нитью алюминиевой мишуры.
Наглядно видно, где мишура выпускается на лицевую сторону свободно, а где перехватывается коричневой ниткой утка.
Периодичность фиксации петли нити при возврате её в противоположном направлении создаёт хребет из этих петель, количество рядов в котором запрограммировано отдельным мастером и не может служить признаком, как-то определяющим подлинность тканой эмблемы. Хребет с периодичностью в три возвращающиеся нити.
Варианты с количеством петель возможны даже у одного производителя. На первом снимке периодичность в три полосы, на втором - шесть. Причём обе эмблемы - нагрудные армейские имперские орлы образцов разных лет, возможно одного производителя - BeVo.
То же самое на эмблеме из алюминиевой мишуры. Петли мишуры с периодичностью в 6 рядов прихвачены на обратной стороне чёрной ниткой утка фона, которая в свою очередь при возврате с периодичностью в 3 ряда выводится на лицевую сторону, что можно наблюдать на снимке справа.

     На "престижных" эмблемах или по требованию заказчика, когда на цветных участках тканой эмблемы не должно быть "перехватов" нитью  другого цвета, в процесс вводятся дополнительные нити в цвет поля и перпендикулярные цветным нитям утка. Бывает, вводят только одну нить, а бывает и несколько!

На лицевой стороне тканой петлицы Тотенкопф для младших чинов серые толстые нити рисунка перехвачены светлыми нитками.
Для этого в жаккард специально введены продольные светлые нити, за чёрным тканым полем петлицы затканные в основу. В петлицах для офицеров серая толстая нить заменена на алюминиевую мишуру.
Алюминиевая мишура на тканой манжетной ленте штандарта Тотенкопф Обербайерн периодически перехвачена светлыми нитками.
Защита рисунка тоже выткана как единое целое с лентой. Светлые продольные нити периодически перехвачены черной нитью утка и создают рисунок "соль и перец". При подготовке ленты для потребителей мишура и свободная черная нить, тянущиеся по всей длине ленты, отрезаны (выделено кругами). Бордюры вытканы двумя отдельными нитями алюминиевой мишуры.
Один из самых качественных и сложных в производстве нарукавных щитков для знаменосцев танковых армейских подразделений Вермахта. Нашивки знаменосцев различных родов войск отличаются цветом поля знамён.
 Нити фона знамён и алюминиевая мишура серебристых элементов перехвачены нитками в соответствующий цвет. Детали на серебристых элементах выделены перехватами мишуры нитками утка поля нашивки.
Для этого в жаккард введены дополнительные нити розового и светлого цветов. Петли на разворотах мишуры прихвачены нитками утка поля.

     Откуда берётся "соль и перец" на манжетных лентах? Вот это как раз и есть дополнительно введённые в процесс нити цвета эмблемы или надписи, которые фиксируют выпущенную на лицевую сторону металлизированную или вискозную нить, формирующую эти эмблему или надпись! Чтобы не портить их тёмными перехватами нити основы ленты. Светлые дополнительные нити идут перпендикулярно нитям рисунка или надписи вдоль всей длины тканой ленты. А чтобы длинные, не задействованные в формировании рисунка нити на обратной стороне не путались, они периодически в шахматном порядке перехватываются основной нитью или нитью утка. Так и получается характерный для тканых лент узор "соль и перец" на обратной стороне. На тканых однотонных лентах для машинной вышивки этих нитей нет, и обратная сторона такой ленты одного цвета. Теперь вы можете с первого взгляда сказать, тканую или вышитую ленту вы видите!

Варианты перехватов продольных нитей нитками утка на тканых лентах с рисунком "соль и перец" на обратной стороне. Приём давно освоен фэйкерами и спасает сравнение с известными оригиналами конкретных лент конкретных производителей. Но если ленту ткали на нескольких предприятиях - это беда!
Вариант жаккарда манжетной ленты Гогенштацфен. Периодические перехваты выпущенных на лицевую сторону толстых серых нитей создают своеобразное "диагональное" строение букв. Нить для надписи и бордюров ленты одна и способ перехвата её на обратной стороне ниткой утка отличается от ранних лент. Экономичный способ поздних периодов войны. Лента выткана на BeVo, но это отнюдь не показатель того, что все остальные ленты для SS были выполнены только таким способом!

      Напоследок несколько примеров программирования плетения нитей, дающих на обратной стороне разные рисунки и фактуры. Хорошо видно, что многое зависит от мастера, разрабатывающего программу и переносящему её на перфокарты! Если на производство присылали только эскизы-синьки, то и разработанный непосредственно на предприятии метод плетения нитей может кардинально отличаться от такой же эмблемы другого производителя. Даже в пределах одного предприятия могут запросто существовать несколько типов плетения! Пять технологов - пять типов жаккарда... На том же BeVo.

Тканая нарукавная эмблема младшего персонала DRK (Немецкий Красный Крест).
Обратная сторона с характерным переплетением нитей жаккарда. Использованы 4 нити - 2 нити основы ленты, нить утка и светлая нить для рисунка.
Лицевая сторона ромба для спортивных маек BDM. Красные поля эмблемы и свастика без "ряби". 
Способ плетения нитей жаккарда такой, что три цветные нити - белая красная и чёрная, служат утком ткани ленты и не нуждаются в перехвате. Когда цветная нить не участвует в рисунке, она просто свободно выпущена на обратной стороне.
Ещё один оригинальный вариант жаккарда на спортивных эмблемах RAD. И хотя эмблемы выпускались несколькими производителями, включая BeVo, метод использовался одинаковый.
Способ жаккарда на полицейской эмблеме на спортивную майку первого образца (синяя на белом фоне для морской полиции). Практически один в один негативное изображение на обратной стороне эмблемы.
Плетение нитей на тканой манжетной ленте армейских штабных помощниц Вермахта. Опять "негатив" на обратной стороне, без выпущенных свободно нитей. Производство BeVo.
Просто иезуитский метод плетения алюминиевой мишуры на тканой нарукавной эмблеме офицера Немецкой полиции! Рисунок орла и его рельеф создан переплетением двух нитей алюминиевой мишуры - в продольном и поперечном направлениях. Жаль, нельзя посмотреть обратную сторону жаккарда. Эмблема поставлялась в готовом виде -  окантованная вместе с защитной подложкой на обратной стороне...

      Так вышивка или жаккард? Дискуссия в Uniformen-Markt велась специалистами и производственниками с 1934-го по 1941-й год. Тканые эмблемы имели много преимуществ - качество, практически фотографическая точность в деталях, возможность выполнения металлизированной нитью и т.п., которые нивелировались их дороговизной. Для их производства требовались дорогие и сложные жаккардовые станки, и выйти на приемлемую цену позволяла только довольно большая партия изделий. Но со временем, как и в производстве наших дней, при массовом выпуске продукции она приходит к оптимальной потребительской цене и становится доступной. Так произошло и с ткаными эмблемами. Многотысячные и даже многомиллионные тиражи значительно снизили стоимость отдельного экземпляра. Они постепенно почти полностью вытеснили машинную вышивку (за исключением эмблем на сукне) и в ассортимент добавились этикетки, именные метки и прочие подобные дешёвые и необходимые мелочи. 
      Подделки. Поделок много! Ручная и машинная вышивка освоены уже очень давно, многое даже успело состариться естественным образом. Да и жаккард не дремал с 70-х прошлого века и набирает обороты, особенно в последнее время. Разные подделки я покажу в обзорах знаков различия Вермахта и многочисленных организаций, но в общем их выдаёт фантазийность, несоответствия периоду, отличия от утверждённого дизайна, нарушения геометрии и главное, использование синтетических нитей, которых лично я не встречал на "классических" знаках различия или из федеральных источников. Специально проверял. Так что только изучать, изучать и смотреть, смотреть и щупать! Только ваш опыт вам и будет в помощь...

© Ульянов В. 2017